Астрономы впервые наблюдают кольца Урана с ребра

Особенно старательно такое событие, происходящее всего один раз в 42 года, фиксируют телескопы обсерватории Кека (W.M. Keck Observatory) и, конечно, старичок Hubble.

Интересно, что последний поймал в кадр урановые кольца в первый раз ещё в 2003-м году, однако их стали изучать только после того, как заметили их на снимках 2005-го.

Уран, напомним, это седьмая от Солнца планета с экваториальным диаметром 51 тысяча километров. Это газовый гигант, который обладает довольно спокойной атмосферой — в отличие от бурного Юпитера и странного Сатурна.

С "официальной" точки зрения, в этом году с открытия колец Урана исполняется тридцать лет. По менее популярному мнению — аж 218. В чём дело? Да это целая детекивная история!

Тем не менее, серьёзно изучать кольца Урана начали не так давно — после того, как в 1986 году их довольно близко сфотографировал аппарат Voyager 2.

Недавние исследования показали, что яркость колец Урана почему-то ослабевает со временем. Это непонятное потемнение интересует и исследовательницу Имке де Патер (Imke de Pater), профессора астрономии и планетологии из университета Калифорнии в Беркли (University of California, Berkeley).

Де Патер давно занимается этой проблемой и в своей статье (опубликована в Science), подготовленной вместе с другими учёными из США, она решила изучить это явление, основываясь на новых снимках, на которых кольца уже видны с торца.

Согласно проанализированным данным, в настоящий момент состояние колец заметно отличается от того, которое донёс до нас "Вояджер". Например, оказалось, что сейчас кольцевая система просто "пропитана" тончайшей пылью, которой сейчас стало намного больше, чем двадцать с лишним лет назад.

По мнению де Патер, основным источником этой пыли могут быть какие-либо столкновения (например, удары метеоритов о спутники).

Она также заметила, что некоторые необычные моменты в новых изображениях вполне могут быть вызваны необычным расположением колец в настоящее время. Однако в целом изменения, которые произошли с кольцами за всё это время, очень существенные.