Столкновения галактик подкармливают квазары

результате исследования, которое провели учёные из Института астрономии в Гонолулу (Institute for Astronomy) Алан Стоктон (Alan Stockton) и Хай Фу (Hai Fu), удалось выяснить, что этот материал квазар получает в результате столкновения двух галактик.

Чтобы ответить на давний вопрос "Откуда берётся вещество, подпитывающее квазары?", гавайские астрономы использовали данные, полученные в результате наблюдений, проводившихся двумя обсерваториями. Новые сведения о том, как подпитываются квазары, были получены посредством спектрометров обсерватории Mauna Kea и орбитального телескопа Hubble.

В ходе своей работы учёные проанализировали ультрафиолетовые спектры 12 квазаров. Они обнаружили, что в основном в состав газа, вращающегося близко к чёрной дыре (на расстоянии порядка 3 световых лет), входят практически только чистый водород и гелий. При этом газ, содержащийся в веществе вокруг самого квазара, содержит много более тяжёлых веществ типа кислорода и углерода.

По словам учёных, это связано с тем, что более "чистая" гелиево-водородная смесь в центре квазара появилась в результате его столкновения с другой галактикой. Подтверждением этого явилось наблюдение быстро движущихся облаков из водорода и гелия, движущихся внутри всего квазара.

Подробности своего изыскания учёные сообщили в статье, опубликованной в "Астрофизическом журнале" (Astrophysical Journal).