Астрономы открыли чёрные дыры в оболочках

Астрофизики обнаружили, что существуют активные галактические ядра, которые принципиально не отличаются от прочих галактических ядер, но характеризуются крайне слабым, едва уловимым излучением. В центре таких галактических ядер находятся чёрные дыры, однако излучают они по-разному.

Чтобы объяснить этот парадоксальный феномен, Тюллер и его коллеги провели тщательнейшие наблюдения, в ходе которых было открыто несколько сотен галактических ядер с крайне слабым излучением. Учёные сконцентрировали внимание на исследовании двух таких объектов, находящихся в центрах галактик ESO 005-G004 и ESO 297-G018 (они удалены от нас на расстояние 80 и 350 миллионов световых лет соответственно).

Согласно существующей модели, активное галактическое ядро окружено облаком материи в форме тора. Перпендикулярно плоскости этого тора в окружающее пространство вырываются джеты. А в зависимости от того, под каким углом к ней происходит наблюдение, эти ядра можно отнести к тому или иному типу.

Однако один из участников данного исследования, Ричард Мушоцки (Richard F. Mushotzky), астрофизик из института Годдарда, говорит, что ядра этих двух галактик относятся к совсем другому типу, ранее неизвестному.

В отличие от обычных ядер, эти окружены веществом не в форме тора, а оболочкой, которая почти полностью блокирует излучение во всех направлениях.

Учёные подчёркивают тот факт, что их исследование проводилось на очень маленькой выборке объектов, однако таких галактических ядер удалось найти немало. Это свидетельствует о том, что в целом таких объектов должно быть очень много. Их количество может быть настолько велико, что их вклад в фоновое рентгеновское излучение может достигать 20%.

Кстати, исследователи подчеркнули и тот факт, что по данным, полученным с помощью рентгеновского телескопа Chandra, основная часть этого фона возникает именно из-за "деятельности" активных галактических ядер.