Уникальное погружение на дно Северного Ледовитого океана

 


Ведь там подо льдом спрятано столько нефти и газа, что хватило бы всей планете на много лет.

На шельф и его полезные ископаемые, кроме нас претендуют Дания и Гренландия. Цена вопроса - сотни миллиардов долларов. На шельфе уже обнаружены чудовищных размеров запасы углеводородов - нефти и газовых гидратов (твердые растворы метана во льду). Исследования гидронавтов могут поспособствовать определению точных границ шельфа, а следовательно, и территории, на которой мы можем вести добычу полезных ресурсов. А достать их из-под воды Россия сможет с помощью иностранных технологий. Главное - первыми заявить свои права и начать разработку.

Руководить спуском на дно океана будет доктор технических наук Анатолий Сагалевич. О предстоящем погружении он рассказал собкору "Известий" в Калининграде Илье Стулову.

вопрос: Анатолий Михайлович, вы решили стартовать из Калининграда в пятницу 13-го. Вы не суеверный?

ответ: Нет, конечно. Мы не раз выходили в пятницу 13-го, да и 13-го в понедельник. Нештатные ситуации происходили почти при каждом погружении, но никаких аварий и потерь.

в: В чем смысл вашей новой экспедиции?

о: Идея спуска под лед на самой макушке Земли родилась в 1998 году. Но тогда финансовый кризис похоронил ее. И только теперь это будут первые погружения подводных аппаратов "Мир" под лед непосредственно на Северном полюсе. Глубина океана в этом районе составляет 4000-4300 метров. Средняя температура воздуха в это время года 0 градусов С, воды - около +4 градуса С. Все должно состояться примерно 25-30 июля.

Мы первыми увидим дно на Северном полюсе, установим там российский флаг, выполненный из титана. Всю эту церемонию отснимем на пленку. Я думаю, что, как первые гидронавты, спустившиеся на дно Северного Ледовитого океана, мы поднимем престиж России. Это на Луну люди уже летали. А на макушке Земли не был никто.

Планируем три погружения. Ледоколом "Россия" в нулевой точке планеты будет прорублена полынья. В нее мы спустим свои глубоководные аппараты.

Правда, со всплытием возникнут сложности. Лед, как известно, на полюсе дрейфует, и поэтому, поработав на глубине, нам надо будет своими силами искать свободное пространство. Ледовый свод у нас над головой будет разной толщины - от метра до десятка метров. И нам при помощи навигационных приборов предстоит найти в его движении брешь, соответствующую размерам "Мира".

в: Не связана ли эта экспедиция с вновь зарождающимися спорами по поводу арктического шельфа?
о: Мы стараемся держаться подальше от большой политики. Но наши исследования, конечно, имеют прямой практический интерес. Будем отбирать пробы грунта, воды, делать гидрологические и геологические измерения. Посмотрим, какие животные там обитают. А в том, что подо льдом кипит жизнь, я не сомневаюсь. На "Мирах" установлены специальные щупы и ловушки, с помощью которых мы сможем пополнить коллекцию арктической фауны. Наверняка там окажутся и микроорганизмы, и даже какая-нибудь глубоководная рыба.

Это будет первая экспедиция, скажем так, под "хрустальный купол" Земли. Поэтому в целях нашей же безопасности мы долго сидеть на дне не будем. Допустимая автономность "Миров" - не больше четырех суток. Но во время обычных погружений мы работаем в среднем по 15-20 часов. Здесь же ограничимся 7-10 часами.

в: Вы моделировали на тренажерах предстоящее погружение?

о: Это невозможно. Мы разработали универсальные гидроакустические виды поиска, спроектировали и установили новые фотокамеры. Но предположить, какие сюрпризы таит глубина, мы не можем.

в: А что испытывает человек, когда впервые погружается так глубоко?

о: Нет никакой разницы, на какую глубину погружаться, если себя психологически настроить. Управлять "Миром", по мне, гораздо проще, чем "Мерседесом" в столице. Не надо делать поправку на лихачей.

в: Кто оплачивает ваш поход?

о: К великому сожалению и стыду, иностранные партнеры. Престиж страны мы поднимаем за счет инвесторов. Недавно я вообще узнал, что наше судно "Мстислав Келдыш" руководство Института океанологии им. Ширшова планирует переоборудовать в круизный лайнер. А мне порекомендовали подумать, что делать дальше с глубоководными аппаратами.

Обидно. Нас оценили во всем мире, я получил самые престижные призы в области глубоководных исследований. Был награжден подводным "Оскаром". Гидронавтам поступают предложения от ведущих океанологических институтов мира, а на родине командир глубоководного аппарата получает 3000 рублей в месяц.

в: Сегодня много говорится о существующей на дне Мирового океана малоизученной форме жизни. Некоторые даже утверждают, что она в определенный момент явит нам новую цивилизацию.

о: Ну, это слишком дерзкое предположение. Я категорично отвечу: нет. Ведь что пока найдено? В районах глубинных гидротермальных источников зародились новые ареалы обитания, организмы, которым не нужен солнечный свет и кислород, процесс фотосинтеза. Найдены новые разновидности этой жизни, которая базируется на химосинтезирующих бактериях, на сероводороде и метане. Например, в Тихом океане, как выяснилось, водятся даже черви, которые живут в трубках - своего рода образованиях вулканического происхождения на дне океана - и имеют кровеносную систему.

Но новая форма жизни все-таки может послужить человечеству. В США, Франции и Японии созданы специальные институты по изучению этих форм жизни. Крупнейшие мировые фармакологические компании вкладывают деньги в создание новейших лекарственных препаратов, основанных на микроэлементах, поднятых со дна океана.

в: Не могу не спросить вас еще об одной вашей экспедиции - к подлодке "Курск". Вы обследовали ее в первые дни после того как она затонула. Близится годовщина той трагедии. Что вы увидели там?

о: Мы были тогда в другой точке планеты. Когда нас попросили, тут же свернули исследования, извинились перед партнером, который не стал выставлять неустоек. Отработали на "Курске" по полной. В ходе десяти многочасовых погружений сделали детальное обследование и самой лодки, и дна на расстоянии четырех квадратных миль вокруг.

Мы обследовали все в поисках другого объекта или его компонентов. Главком ВМФ (Владимир Куроедов. - "Известия") утверждал, что было столкновение с другим подводным судном. И от нас очень хотели, чтобы мы нашли следы вражеской субмарины, которая отлеживалась неподалеку. Но следов не было. У нас классные локаторы. На месте аварии было ровное дно. Мы исследовали каждый бугорок, но не нашли ни одного доказательства этой версии.

в: Значит, официальная версия, что взорвались торпеды в носовом отсеке, не вызывает у вас сомнений?

о: Это не версия, а утверждение. Сделанное на основании наших исследований. Все съемки, сделанные "Мирами" на дне, просматривали эксперты. Но увиденное во время погружений у меня лично сомнений никаких не вызвало. Трагедия произошла внутри субмарины. В районе носовых отсеков.

в: Экспедиция на Северный полюс завершится в начале августа. Что дальше?

о: Загадывать надолго не берусь. В августе "Мстислав Келдыш" сходит на место, где затонула подлодка "Комсомолец". Сделаем мониторинг окружающей среды. А осенью встречаемся с Джеймсом Кэмероном. С этим режиссером я работал еще на съемках "Титаника". Мы сняли в трехмерном высокоразрешающем формате три научно-популярных фильма о том же "Титанике", и гидротермальных полях, и о гордости германского флота линкоре "Бисмарк". (Это один из самых мощных кораблей в истории Второй мировой войны. 27 мая 1941 года он был атакован и обездвижен английскими кораблями. Понимая, что бой проигран, немцы открыли кингстоны и потопили корабль. - "Известия").

Джеймс - человек увлекающийся. В июле 2005 года мы сделали прямую пердачу с "Титаника", ее транслировали на всех континентах, небольшой ее кусочек был передан и по "Первому каналу". Вся передача на глубине 3800 метров длилась 2,5 часа. Самой сложной задачей оказалось протянуть до "Титаника" с поверхности оптико-волоконную нить. Когда она была выполнена, мы расположили аппараты на главном трапе лайнера и при помощи подводных камер стали демонстрировать следы большой трагедии почти вековой давности, показывали, как сейчас выглядят отсеки лайнера.

Теперь мы с Кэмероном хотим реализовать старую задумку. Идею кругосветки протяженностью в два года с погружениями "Миров" на гидротермальных полях, на легендарных затонувших объектах. Так что в случае удачного стечения обстоятельств мы поработаем на Голливуд.

Российский флаг на дне не заржавеет

Триколор, который гидронавты водрузят на дне Ледовитого океана, изготовлен по специальным технологиям на калининградском ОКБ "Факел". Древко стяга высотой в 1 м символизирует земную ось, а подставка в лазоревых тонах диаметром 34 см - Северное полушарие. На основании выгравированы имена шести участников экспедиции. Перед тем как приступить к изготовлению флага, макеты были рассчитаны на устойчивость и противодействие арктическим течениям. Остановились на варианте, когда металлическое "полотнище" вращается на древке, словно флюгер на ветру.

- Конструкция весит 10 кг и изготовлена из титана без всяких примесей, - сообщил "Известиям" замдиректора "Факела" Валерий Симонович. - Проведена спецобработка изделия по новейшим технологиям, которые мы используем при работе с космическими заказами. Так что гарантию, что флаг России простоит на дне океана столетия и не подвергнется коррозии, могу дать стопроцентную.

Источник: Известия науки