Обнаружены криовулканы на Хароне

К такому выводу пришла команда учёных во главе с Джейсоном Куком (Jason Cook) из университета Аризоны (Arizona State University), изучив спектр света, отражённого от Харона.

Хотя у астрономов нет снимков ни вулканов, ни льда, зато в отражённом от луны свете были обнаружены "подписи" гидратов аммиака и водяного льда. Учёные говорят, что смесь жидких аммиака и воды пробивается из недр спутника и тут же застывает на его поверхности тонким слоем. Исследователи исключили другие возможные механизмы для образования этого льда.

Обновление идёт неспешно. Лёд нарастает в толщину по 1 миллиметру каждые 100 тысяч лет. И всё же это позволяет причислить Харон к вулканически активным телам Солнечной системы.

Гипотетический механизм этого криовулканизма очень похож на загадку вечно молодой поверхности Эрис (она же — 2003 UB313 и, ранее, Ксена (Xena)), той планетки, что недавно перевесила Плутон.

Если бы лёд на поверхности Харона был первичным, оставшимся от времён формирования Солнечной системы, он давно потерял бы свою кристаллическую структуру, из-за миллиардов лет бомбардировки космическими лучами и ультрафиолетом от Солнца. Солнечный ветер также работает на "деградацию" поверхностного льда.

Поскольку одного приливного эффекта для объяснения разогрева внутренностей Харона недостаточно, остаётся надеяться на радиоактивный распад. Кстати, аммиак в воде, что находится в недрах Харона, работает как антифриз, снижая температуру плавления.

Впрочем, эффект от приливных сил тут также работает. Причём таким способом, как это происходит на Энцеладе, также известным своими замечательными фонтанами: его "живая" ледяная кора словно дышит под действием переменных напряжений, стенки трещин во льду движутся друг относительно друга, генерируя тепло.

Вулканическая активность совсем недавно была открыта на Тетисе и Дионе. Наличие криовулканов на Титане учёные начали подозревать года три назад, а уж про вулканизм Ио известно очень давно, однако свежие съёмки таких вулканов продолжают радовать исследователей.

Однако о вулканизме Харона ещё долго придётся судить по косвенным данным. Зато в июле 2015 года к Плутону должен прилететь космический аппарат New Horizons.