Археологи "состарили" южноазиатских предков современного человека

Такую гипотезу высказали археологи, проводящие раскопки в индийском штате Андхра-Прадеш. В ходе исследований остатков древнего поселения в местечке Двалапурам, ведущихся на протяжении последних пяти лет, международная группа ученых параллельно обнаружила следы более ранней стоянки, предположительно относящейся к периоду мезолита.

Особую значимость открытию придает то, что найденные каменные орудия труда оказались ниже вскрытого слоя пепла, оставленного 74 тыс. лет назад извержением вулкана Тоба на индонезийском острове Суматра. Тогда крупнейший из подобных земных катаклизмов за последние 2 млн. лет сопровождался выбросом в атмосферу гигантской вулканической массы. Огромное количество пепла впоследствии осело на обширных территориях, в том числе и в нынешней Индии, заложив своеобразную шкалу, которая позволяет специалистам уточнять хронологию находок.

Примечательно, что изготовленные предками индийцев каменные пластины и орудия обнаруживаются как ниже, так и выше "визитной карточки", оставленной извержением Тоба. Это дает основание выдвигать версию о том, что возникшая на какое-то время после природной катастрофы "вулканическая зима" не имела столь губительных последствий для всего живого на огромных пространствах Земли, как предполагалось ранее.

Но, как свидетельствуют авторы публикаций в журнале "Сайенс", изучение техники обработки камня, применявшейся дальними предками человека, обитавшими на Индостане, позволяет сделать еще более смелые и неожиданные умозаключения. Дело в том, что она совпадает с использовавшейся в тот же исторический период в Африке, считающейся прародиной человечества. Это подсказывает ученым вывод о том, что предшественники современных людей могли расселяться по планете, используя "южный маршрут", пролегающий из Африки через Аравийский полуостров, Индостан и далее в Юго-Восточную Азию вплоть до Австралии. Такое предположение может, в частности, подкрепляться известными данными исследований генетических особенностей коренных жителей Андаманских островов, которые укладываются в теорию существования в период от полумиллиона до 70 тыс. лет назад на юге азиатского континента миграционного маршрута, бравшего начало в Африке, уточняет ИТАР-ТАСС.

Источник: Известия науки