"Альфу" Андромеды окутывают ртутные облака

Об этом открытии рассказал Олег Кочухов (Oleg Kochukhov), астроном из университета Упсалы (Uppsala universitet).

На протяжении семи лет Кочухов вместе с коллегами исследовал звезду "альфа" – самую яркую в созвездии Андромеды, находящуюся от нас на расстоянии в сто световых лет. Эта голубоватая звезда примерно вдвое горячее Солнца, а по массе превосходит его в три раза.

О том, что на звёздах могут появляться пятна, известно издавна – характерным примером является Солнце. "Альфа" Андромеды не имеет сильного магнитного поля, необходимого для формирования подобных структур, поэтому пятна, которые исследовательская группа Олега Кочухова открыла пять лет назад, оказались загадкой.

Исходя из данных спектрального анализа, исследователи пришли к выводу, что пятна, видимые на "альфе" Андромеды, состоят из ртути. Однако Кочухов и его сотрудники выяснили, что они не располагаются на поверхности, а представляют собой неравномерно распределённые облака, находящиеся на некоторой высоте, и их конфигурация со временем меняется.

Как предполагают астрономоы, такие неоднородности могут быть вызваны гравитационным притяжением звезды-компаньона ("альфа" Андромеды, известная также под названиями Альферац и Сирра является двойной системой).

По словам исследователей, точно не известно, как формируются ртутные облака. Однако, как замечает Кочухов, он обнаружил ещё несколько звёзд, у которых могут быть атмосферы с облаками из металлов – стронция, иттрия, а также платины.

Подробнее о ртутных облаках "альфа" Андромеды читайте в журнале Nature Physics.