В мозге обнаружен источник дежа вю

Существует множество процессов, связанных с памятью, которые можно по-разному классифицировать, а также соотносить их с определёнными областями мозга. Основной зоной головного мозга, отвечающего за реализацию функций памяти, является гиппокамп.

А исследователи из группы Тонегавы обнаружили, что существует участок, ответственный за сохранение и "проигрывание" отдельных эпизодов, состоящих из набора разных ощущений. Этой частью мозга является небольшая область гиппокампа – так называемая зубчатая извилина (dentate gyrus).

Раньше учёные только догадывались о специфической функции зубчатой извилины. А теперь благодаря новым экспериментам эта идея подтвердилась полностью.

Для этого учёные провели опыты и вывели мутантных мышей, у которых из-за отсутствия определённого гена некоторые клетки зубчатой извилины оказались изменёнными. Во время испытаний мышам нужно было совершать определённые действия, в ситуациях, вызывавших страх.

С этими заданиями мыши справлялись успешно, но проблематичным оказывались те случаи, в которых мышам было нужно совершить действия, когда события происходили в похожих условиях. Мыши-мутанты не могли провести различие между такими контекстами, поэтому Тонегава пришёл к выводу, что зубчатая извилина обеспечивает как воспоминание об определённых условиях, так и умение отличать одно из них от другого.

Как утверждает учёный, дисфункция такого рода приводит, в частности, к дежа вю. По его словам, этот феномен как раз и происходит в результате "борьбы", начинающейся, когда необходимо отличить две чрезвычайно схожих ситуации.

Также Тонегава заметил, что с возрастом феномен дежа вю у людей случается чаще, что связано со старением и гибелью клеток зубчатой извилины. Будучи уже пожилым человеком (ему сейчас 67 лет), нейробиолог признался, что подобное случается и с ним.

"Я много путешествую, и когда я оказываюсь в совершенно новых аэропортах, одна часть мозга говорит мне, что я тут уже бывал. Впрочем, остальная его часть знает лучше что к чему", — так Тонегава проиллюстрировал своё открытие.

Результаты исследования опубликованы в Science.