Четкие снимки показывают неоднородность и изменчивость подземного льда на Марсе...

Находки открывают намного более детальную картину подземного льда на Марсе, чем та, которая была известна ранее. Предполагается, что, когда следующий космический аппарат NASA на Марсе, Феникс Марс Лендер (Phoenix Mars Lander), начнет копать ледяную почву на арктической равнине в 2008 году, он может обнаружить, что глубина до льда отличается в траншеях, находящихся всего в нескольких футах друг от друга. Новые результаты опубликованы 3 мая 2007 года в выпуске журнала Nature.

"Мы полагаем, что верхний слой почвы имеет огромное влияние на водяной лед в почве," сказал Джошуа Бендфилд (Joshua Bandfield), исследователь Университета штата Аризона, Темпе, и автор доклада. Его находки основываются на сведениях, присланных назад на Землю фотокамерой системы формирования изображений теплового излучения (Thermal Emission Imaging System) на аппарате Марс Одиссей. Этот инструмент делает снимки в пяти диапазонах видимого оптического излучения и 10 термочувствительных (инфракрасных) диапазонах.

Новые результаты были получены с использованием инфракрасных снимков участков поверхности на крайнем севере и на крайнем юге Марса, где водяной лед, спрятанный на глубине руки от поверхности, был найден пять лет назад спектрометром гамма-излучения, набором инструментов на аппарате Марс Одиссей. Самые маленькие пятна, обнаруживаемые этими инструментами в несколько сотен раз больше, чем детальные сведения, выявляемые новым методом нанесения на карту глубины до льда, с помощью которого видны различия в масштабе нескольких сотен ярдов или метров.

В новом подходе используется тепловидение в качестве термометра для измерения скорости изменения температуры почвы в течение местной весны, лета и осени. Плотный, ледяной слой удерживает тепло лучше, чем более рыхлая почва на ним, поэтому там, где ледяной слой расположен ближе к поверхности, температура поверхности изменяется медленнее, чем там, где ледяной слой залегает глубже.

Итоговые карты показывают, что характер почвы отличается в зависимости о того, насколько близко к поверхности находится лед. Территории со множеством скал на поверхности, как объяснил Бендфилд, "накачивают много тепла в почву и увеличивают глубину, на которой можно найти стабильный лед." И наоборот, пыльные территории чаще всего отделяют лед, позволяя ему сохраняться ближе к поверхности. "Эти два поверхностных материала – скалистая порода и пыль – широко варьируются на поверхности планеты, что приводит к неоднородному распределению подземного льда," - сказал он.

Компьютерные модели помогли ему интерпретировать температурные наблюдения. Он сказал: "Они показывают территории, где водяной лед будет находится всего лишь в дюйме или около того от поверхности, тогда как в других районах лед может залегать на глубине многих футов."

Эти результаты подходят для составления долгосрочных климатических моделей для Марса. Они показывают, что на планете в прошлом были как более теплые, так и более холодные периоды, сходные с ледниковыми циклами на Земле. Бендфилд сказал, "Тот факт, что лед присутствует у глубины стабильности в теперешнем марсианском климате показывает, что подземный лед реагирует на климатические циклы." В свою очередь, он добавил, это предполагает, что водяной лед в почве может поменяться местами с водяным паром в атмосфере при изменении климата.

Филипп Кристенсен (Philip Christensen) из Университета штата Аризона, Темпе, главный исследователь системы формирования изображений теплового излучения, сказал: "Ученые знают уже более десяти лет, что вода на Марсе находится главным образом в форме льда. Удивительным является выявление подробной информации о местонахождении льда и о том, как он туда попал. Мы достигли следующего уровня сложности наших вопросов."

Лаборатория реактивных двигателей NASA (Jet Propulsion Laboratory), отдел Калифорнийского технологического института, Пасадена, Калифорния, руководит программой Марс Одиссей для Подразделения научных космических программ NASA. Система формирования изображений теплового излучения Одиссея управляется Университетом штата Аризона. Чтобы найти дополнительную информацию об Одиссее и новых открытиях, посетите http://www.nasa.gov/mars и http://themis.asu.edu