Вещество из шампуня против перхоти борется с эпилепсией

Результаты исследования, опубликованные в журнале Nature, могут послужить толчком к развитию нового направления лечения болезней, сопровождающихся припадками и приступами.

Эпилепсия, как и прочие болезни и нарушения функций головного мозга, происходит тогда, когда некоторые участки мозга становятся гиперактивными. Мозговые "выключатели" не могут работать адекватно из-за дефектов белковых структур, и в результате нервные клетки теряют калий, призванный их "успокаивать".

"Каналы, по которым переносится калий, должны открываться по определённому сигналу, чтобы нервные клетки возбуждались только на определённые небольшие отрезки времени", — говорит Минь Ли (Min Li), профессор нейрофизиологии, один из авторов исследования.

Изучая различные каналы, Ли и его коллеги разработали новую методику тестирования тысяч молекул, которые могли замыкать или размыкать "калиевый ключ".

Подход состоял в следующем: химическими методами с поверхности клетки "смывались" все калиевые каналы, а затем клетки заставляли образовывать каналы новые. Измеряя активность этих новых каналов, учёные определили, какие молекулы ускоряют восстановление, а какие замедляют.

Одним из таких ускоряющих веществ оказался пиритион цинка (ZnPy) – активный компонент шампуней против перхоти.

"Если представить каналы на поверхности клетки входными дверьми для калия, то ZnPy — как смазочное вещество, он позволяет открывать дверь легче и задерживать её в таком положении", — говорит руководитель исследования.

Следующим этапом стало тестирование каналов, которые имели такие же дефекты, как в человеческом организме. Клетки окунали в небольшие количества пиритиона цинка, тем самым повышая количество поступающего калия в 3 раза и увеличивая возможность восстановления нормальной деятельности нервной клетки.

"Большинство открытий в области новых лекарств посвящены блокировке каких-либо действий, потому что гораздо проще закрыть нормальную дверь, нежели открыть сломанную, — говорит Ли. — Нами найдено химическое вещество, которое может заставить работать "сломанные" белки правильно, вместо того, чтобы их обманывать, как делалось ранее".

Это исследование наглядно показывает, насколько мало мы ещё знаем о биологической роли химических соединений, которые нас окружают и с которыми мы, казалось бы, уже очень хорошо знакомы.