Загорайте на здоровье

Благодаря своей удивительной способности восстанавливать поврежденные участки ДНК, мощный протеин, известный как p53, долгое время считался незаменимым «мастером-ремонтником» генома. Сейчас ученые из Гарвардского ракового института обнаружили, что этот белок не только ремонтирует генетический материал, но также и запускает каскад химических реакций, в результате которых на коже появляется загар.

Исследователи пишут в журнале Cell, что когда p53 активируется (в ответ на повреждения ДНК, вызванные ультрафиолетовыми лучами солнца и другими факторами), он запускает выработку alpha-MSH, гормона, который ускоряет выработку пигмента меланина. Понимание важности функции p53 в данной цепочке событий поможет людям найти способ «получить загар без солнца» (а также кремов, которые искусственно окрашивают кожу), говорит главный автор исследования Дэвид Фишер.

При многих типах рака выходит из строя p53, организм теряет свою способность подавлять развитие опухоли. Лишенные возможности устранять новые повреждения ДНК, дефектные клетки часто становятся раковыми и неудержимо разрастаются. В случае рака кожи (который, по словам Фишера, является наиболее распространенной и наиболее предотвратимой формой болезни) хорошим показателем предрасположенности к данному заболеванию является сама способность загорать. У светлокожих людей, которые скорее сгорят на солнце, чем приобретут хороший загар, риск развития рака кожи выше, чем у тех людей, которые загорают быстро.

В ходе своего исследования ученые из Гарварда обнаружили, что alpha-MSH, который необходим, чтобы индуцировать производство меланина, поступает не из меланоцитов (меланин-производящих клеток кожи). Они полагают, что данный гормон производится в кератиноцитах (наиболее распространенный тип клеток кожи). Ученые пришли к такому выводу после того, как обнаружили поврежденные рецепторы alpha-MSH на поверхности меланоцитов у объектов, которые были неспособны загорать.

В ходе других лабораторных исследований было показано, что p53 активизируется во время загорания. Исследуя протеин проопиомеланокортин (ПОМК), при расщеплении которого образуются различные гормоны, включая alpha-MSH, ученые из Гарварда обнаружили «великолепный источник p53», говорит Фишер. Исследуя кератиноциты мышей и людей in vitro, ученые увидели, что через шесть часов воздействия ультрафиолета уровни p53, ПОМК и alpha-MSH резко увеличились (уровень alpha-MSH поднялся в 30 раз выше нормы). В экспериментах с мышами, у которых отсутствовал ген, отвечающий за выработку p53, было обнаружено, что без этого протеина ПОМК не активировался и у мышей не появлялся загар (на ушах и хвостах, где нет шерстки). В конечном итоге у всех этих мышей развилась меланома. «Мы практически случайно обнаружили, что p53 играет столь важную роль и для абсолютно нормальных клеток, что он так важен для нормальной физиологической реакции, которая инициируется всякий раз, когда мы выходим утором из дома», – говорит Фишер. Он добавляет, что у людей «странные отношения с ультрафиолетом». Они с одной стороны стимулируют выработку витамина D, необходимого, чтобы сохранить кости крепкими и здоровыми. С другой стороны ультрафиолет вызывает рак кожи и преждевременные морщины.

Источник: В мире науки