Ботаники идентифицировали флориген

Спустя семьдесят лет поисков ботаникам удалось обнаружить так называемый "священный Грааль растительной биологии" - гормон цветения, который сигнализирует растению, когда следует зацветать. Открытие может помочь ученым приспособить сельскохозяйственные культуры к различным широтам, что особенно актуально с ускорением глобального потепления, в результате которого климатические зоны сдвигаются к полюсам.

Еще с тридцатых годов прошлого столетия исследователям известно, что листья растений определяют смену сезонов по длине светового дня, сообщает New Scientist. При благоприятных условиях на оптимальной длине дня в листьях взрослых растений образуется физиологически активное вещество, стимулирующее цветение. Оно поступает по живым тканям растения из листьев в стеблевые почки и вызывает образование цветков. Однако идентифицировать гормон цветения, который в 1936 году советский физиолог растений М.Х.Чайлахян назвал флоригеном, ученым до сих пор не удавалось.

Теперь же одинаковое открытие независимо друг от друга сделали две команды специалистов. Оказывается, флориген - это белок, производимый геном под названием Flowering locus T или FT. Одна группа исследователей под руководством Джорджа Капленда из Института Макса Планка в Кельне (Германия) и Колина Тернбулла из Лондонского имперского колледжа (Великобритания) использовала "генетический обман", чтобы соединить белок FT с флюоресцентным зеленым маркером в резуховидке Таля (Arabidopsis thaliana, кресс-салат, сорное растение). Затем растению был привит мутантный стебель, в котором не хватало гена FT, поэтому он был не способен зацвести самостоятельно. После чего ботаники увидели, как светящийся белок FT переходит в мутантный стебель и инициирует зацветание. Другая команда ученых во главе с Ко Симамото из Научно-технологического института Нара в Икоме (Япония) применила почти такую же методику при опытах на рисе и получила аналогичный результат.

Исследователи называют свое открытие очень многообещающим. По их словам, обнаружение белка FT позволит биотехнологам адаптировать растения к различным условиям окружающей среды. Например, теперь фермеры на высоких широтах смогут вызывать более раннее зацветание сельскохозяйственных культур, благодаря чему урожай можно будет убирать до первых заморозков.

Текст: Эльвира Кошкина