Зри в корень

В недавнем исследовании было обнаружено, что с помощью некоторых лекарственных препаратов, в том числе и уже применявшихся в медицинской практике, можно регулировать рост нервных стволовых клеток, включая и раковые клетки.

Изучив порядка 1300 химических соединений, исследователи выявили ряд лекарств, уже применявшихся в медицинской практике, которые могут остановить рост нервных стволовых клеток, включая и клетки злокачественных образований. Это открытие, сообщение о котором появилось в журнале Nature Chemcal Biology, показывает, показывает возможность использования уже имеющихся лекарств для лечения опухолей мозга, из-за которых ежегодно в одних лишь США погибает 13000 человек.

«Предполагается, что во взрослых клетках ЦНС есть огромное количество рецепторов, реагирующих на данные лекарства, – говорит соавтор исследования Питер Диркс, нейрохирург и исследователь из госпиталя при исследовательском центре по лечению опухолей мозга у детей, находящимся в Торонто. – На стволовые клетки они могут оказывать такое же влияние, как и на взрослые клетки», благодаря чему из можно использовать для лечения рака мозга. Диркс и его команда обнаружили160 соединений, которые оказывают влияние на развитие и пролиферацию нейросфер – скоплений нервных клеток, находящихся на разных стадиях развития (от стволовых клеток до практически полностью сформированных нейронов или клеток глии.) Исследователи протестировали лекарства и in vitro (с эмбриональными клетками мозга мыши и клетками опухоли мозга человека), и in vivo (используя специальных мышей, генетически предрасположенных к к развитию опухоли мозга). «Некоторые из исследованных лекарств очень селективно влияют на раковые клетки у человека, практически не затрагивая нормальные, – говорит Диркс. – Это показывает новые возможности их использования». Данные лекарства уже применяются для лечения других заболеваний.

Так, бутакламол используется для подавления рецепторов допамина, а также в качестве нейролептика для больных шизофренией. Сейчас ученые тестируют самые перспективные лекарства, пытаясь определить, смогут ли они подавить пролиферацию и рост человеческих опухолевых клеток, внедренных в мозг мыши. «Мы много рак успешно побеждали рак в пробирке, теперь нам надо сделать это и in vivo», – говорит Диркс, который надеется закончить исследования к концу года.

Источник: В мире науки