Двойная система звёзд разгромила рекорд расстояния и массы

. К тому же, как сообщают сделавшие это открытие учёные из исследовательской группы под руководством астронома Этьена Артиго, сотрудника обсерватории Gemini, система чудом не разваливается: каждая из входящих в неё звёзд имеет массу не более 10% солнечной.

Ранее астрономам было известно всего пять парных звёзд малой массы с расстоянием между ними, превышающим 50 астрономических единиц (одна единица равна расстоянию от Земли до Солнца). Причём рекорд принадлежал системе Koenigstuhl 1AB с удалённостью в 1,8 тысячи единиц.

Новые звёзды — 2MASS J012655.49-502238.8 и 2MASS J012702.83-502321.1 – находятся в созвездии Феникса на расстоянии 200 световых лет от нас. Если можно было бы сравнить их с бейсбольными мячами, то они располагались бы в 300 километрах друг от друга.

Звёзды обращаются вокруг общего центра тяжести с периодом в 500 тысяч лет. Как выяснили исследователи, эти объекты представляют собой коричневые карлики с температурой поверхности порядка 2 тысяч кельвинов.

Обнаружить систему удалось в результате сравнения расстояний между разными объектами, приведёнными в звёздных каталогах исследовательских астрономических проектов 2MASS и DSS за последние 16 лет.

Как утверждают исследователи, данное открытие существенно искажает общепринятую теорию эволюции двойных звёзд, в которой даже не предполагается, что настолько далёкие и настолько лёгкие (а значит, и связанные крайне слабой гравитацией) системы могут оставаться стабильными.

Свою находку учёные отнесли к новому типу систем – так называемым слабо связанным двойным.

Пока что об особенностях этих звёзд мало чего известно. В частности, нет полной уверенности касательно их возраста и класса. Также не понятно, как долго ещё продержится этот союз – по одним оценкам, около миллиарда лет, по другим – гораздо меньше. Пролить свет на эти и многие другие вопросы должны дальнейшие исследования.