Космический контролер

Специалисты Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИМАШ), РКК «Энергия» и Института медико-биологических проблем РАН разработали внутри- и внекорабельный комплексы приборов «Бар» и «БАР-ARM», способные оперативно обнаруживать места негерметичности Международной Космической Станции (МКС) и контролировать техническое состояние корпуса МКС, в том числе его внешней поверхности.

Подобные системы, как показали последние исследования, совершенно необходимы в условиях весьма непростой фоновой обстановки станции. В частности, микродеструкция корпуса МКС и изменение его прочностных характеристик может происходить под действием ультразвуковых колебаний, сопровождающих пилотируемые космические полеты. В сочетании с другим фактором риска – повышенной относительной влажностью воздуха, ультразвуковое облучение приводит к резкому ускорению коррозионных процессов металлов.

Проведенные эксперименты показали, что микробиологическая и кавитационная коррозия алюминиевого сплава значительно ускоряется. Микробиологическая коррозия протекает в агрессивной среде – продукте метаболизма присутствующих на станции бактерий, кавитационная – под действием ультразвука. Исследования, проведенные в условиях ультразвуковых колебаний, соответствующих уровню звукового давления 50-60 дБ, и при относительной влажности воздуха 60-90% (влияющей на формирование микробного сообщества), обнаружили ускорение образования микрокаверн на поверхности металла в 11 раз. Разработанный приборный комплекс «Бар» способен на ранних стадиях выявлять опасность возникновения утечек из обитаемых модулей МКС, вызванных коррозией конструктивных элементов. Кроме того, он анализирует уровни воздушных ультразвуковых колебаний во внутренних объемах модулей, которые неблагоприятно воздействуют на экипаж.

Внекорабельный комплекс «БАР-ARM» размещается на Земле – в Центре управления полетами (ЦУПе), операторы которого могут экстренно обнаруживать места разгерметизации модулей МКС. Дистанционный комплекс способен точно выявить места локальных утечек воздушной среды из модулей станции, контролировать техническое состояние внешней поверхности МКС и элементов конструкции, а также последствия внешнего воздействия на модули и прогнозировать возможные нештатные ситуации.

Источник: