Гормональный секрет трудного возраста

Период полового взросления это время хаоса, когда бешеным темпом меняются внешность, эмоциональное проявления и «внутренняя» химия организма. Так что нечего удивляться, что именно на этот период развития приходится высокая тревожность, которая приводит к столь распространенным подростковым страхам, вызывающим панические реакции и склонность к суициду.

В настоящее время исследователи из Медицинского центра при Нью-йоркском университете обнаружили тот переключатель, который превращает малоподвижного ребенка в эмоционального подростка. Ученые опубликовали в Nature Neuroscience сообщение о том, что открытый ими аллопрегнанолон (allopregnanolone, или THP) помогает снижать активность нейронов у взрослых и детей, связывая рецепторы, функция которых усиливать мозговую активность. У подростков это соединение оказывает противоположное действие.

«Половое созревание это время, когда происходит коренная перестройка гормональной системы, – говорит Шерил Смит, старший исследователь. – Когда наступает половая зрелость, стероид THP начинает оказывать на организм противоположное действие».

Стероидный гормон THP организм сам создает из прогестерона, женского полового гормона. Обычно он выбрасывается в головной мозг в ответ на стресс в течении 30 минут, чтобы успокоить организм. THP связывает так называемые ГАМК-рецепторы на поверхности нейронов. Смит замечает, что ГАМК является основным ингибитором активности мозга и что любое «седативное средство, такое как транквилизатор или алкоголь, воздействует на ГАМК-рецепторы».

Чтобы выяснить, почему гормональная система подростка сходит с ума, исследователи изучили область CA1 гиппокампа, своеобразного центра контроля эмоций. Оказалось, что эта область мозга отвечает и за контроль тревожности. Ученые искали специфические типы ГАМК-рецепторов под названием alpha4-beta2-delta, особенно чувствительные к стероидам.

Для экспериментов была выбрана именно самка мыши, поскольку исследователи полагают, что в период созревания девушки в два раза более подвержены депрессиям и расстройствам. Изначально целью экспериментов было определить количество ГАМК-рецепторов в области CA1 у взрослых и молодых животных.

Исследователи показали, что у молодого животного количество рецепторов alpha4-beta2-delta в три раза выше и эти рецепторы распределены на дендритах нейронов – окончаниях, с помощью которых нейроны передают сообщения другим нервным клеткам. «До наступления половой зрелости этих рецепторов в области CA1 практически нет», – комментирует Смит.

Чтобы определить, действительно ли эти особые рецепторы связаны с изменением поведения, исследователи подвергали стрессу совсем маленьких, подрастающих и взрослых мышей, закрывая их в пластиковую трубку на 45 минут. Затем им давали 20 минут отдыха и помещали в лабиринт – новое испытание. Для совсем маленьких и взрослых мышей 20 минут было достаточно, чтобы успокоиться, а вот для подрастающих – нет.

Позже уже в пробирке исследователи установили, что рецепторы alpha4-beta2-delta в области CA1 иначе чем ГАМК-рецепторы реагируют на медиатор, поглощая хлоридные ионы, а не отталкивая их. «В норме THP расширяет способность ГАМК-рецепторов тормозить активность клеток мозга». Смит утверждают, что «им известно, что человеческий alpha4-beta2-delta рецептор также способен контролировать активность нейрона во время полового созревания. Это закладывает биологическую основу для изменений в реакции на стресс».

Дж. Р. Минкел