На Камчатке открыт древний супервулкан

Как сообщает РИА-Новости, камчатские вулканологи считают, что извержение обнаруженного супервулкана происходило порядка полутора миллионов лет назад. Сейчас супервулкан "остыл", и специалисты считают, что говорить о возможности его новых извержений было бы неправильно.

Супервулканы представляют собой гигантские полости под земной поверхностью, непрерывно заполняющиеся поступающей из недр Земли магмой. Создающееся давление способно вызывать извержение, мощность которого в десятки тысяч раз превышает любое из известных современных вулканических извержений. На поверхности земли присутствие супервулканов определяется по кальдерам - гигантским кратерам, возникающим в результате проседания магматического очага.

Открытая кальдера супервулкана представляет собой гигантский овал протяженностью около 35 километров. Начинается она в верховьях реки Паратунка и заканчивается за Банными термальными источниками. Ученые считают, что эти источники, в частности, подогреваются теплом древнего супервулкана. По словам ученого секретаря Института вулканологии и сейсмологии Владимира Леонова, до настоящего времени о существования подобных геологических образований на Камчатке известно не было.
Кальдеры супервулканов в последнее время вызывают повышенный интерес вулканологов всего мира. Самой известной является Йеллоустонская кальдера, размером 45 на 30 километров.

"По геологическим данным, извержения супервулкана происходили там с интервалом порядка 640 тысяч лет. Со времени последнего извержения как раз прошло около 640 тысяч лет, и если в работе супервулкана не произошло изменений, то можно ожидать нового мощного извержения", - сказал Владимир Леонов.

Последнее извержение супервулкана на планете происходило около 74 тысяч лет назад в том районе, где сейчас находится Суматра. Средняя температура в северном полушарии упала тогда на 21 градус и, по мнению некоторых исследователей, все живое в результате вымерло, отбросив эволюцию на два миллиона лет назад.

Источник: Журнал "Наука и Жизнь"