Опыт против возраста

 


Пока Федеральное авиационное агентство США обдумывает целесообразность увеличения пенсионного возраста пилотов коммерческих авиалиний с 60 до 65 лет, недавнее исследование показало, что в летном деле возрастные ухудшения компенсируются приобретаемым опытом.

С помощью авиатренажера исследователи изучили летные качества 118 пилотов некоммерческих авиалиний в возрасте от 40 до 69 лет. Исследования проводились на протяжении трех лет. Оценивались скорость реакции на сообщения диспетчера, способность оценивать обстановку в воздушном пространстве, скорость реакции при возникновении проблем с двигателем, а также умение сажать самолет в трудных условиях. Результаты тестирования оценивались по набранному количеству баллов.

Согласно статье, опубликованной в журнале Neurology, пилотов делили по опыту на три категории – летчик инструктор, опытный (летает при плохой видимости) и обычный (летает при хорошей видимости). Все пилоты, принимавшие участие в исследовании, имели медицинский сертификат ФАА и более 300 часов налета.

«Выявилась определенная закономерность – чем старше пилот, тем хуже летные качества, – говорит Джой Тейлор из Стэнфордского университета. – Но если учитывать дополнительные факторы, можно утверждать, что чем больше опыт, тем лучше становятся профессиональные качества летчика».

Хотя в среднем за трехлетний период у всех участников исследованияснижение количества набираемых баллов, у пилотов более старшего возраста снижение было менее значительным. У них даже обнаружилось явное улучшение способности оценивать обстановку в воздушном пространстве. «Я думаю, это визуальная моторная задача, которая не требует учета большого количества случайных аспектов, а в случае с коммуникативной задачей дела обстоят несколько иначе, – говорит Тейлор, объясняя, почему пилоты старшего возраста практически не отстают от своих более молодых коллег. – Впрочем, период изучения составил всего три года и здесь трудно четко разделить, в какой степени это обуславливается практикой, а в какой – возрастным фактором».

Ожидается, что к концу года ФАА внесет изменения в правила, позволит пилотам старше 60 лет совершать коммерческие рейсы при условии наличия в кабине второго, более молодого пилота. До этого времени у общественности есть шанс высказать свое мнение. По словам представителя агентства, «ФАА было бы радо ознакомить широкую общественность с результатами данного исследования».

Никхиль Сваминатан

Источник: В мире науки