Древние люди не пили молока?

Недавнее открытие является первым прямым свидетельством эволюционного характера появления переносимости лактозы (способности усваивать молоко и другие молочные продукты). Изучив древнейшие останки, немецкие и британские исследователи не обнаружили варианта гена, который позволяет почти 90 % жителей северной Европы пить и должным образом усваивать молоко. У многих других людей во всем мире (особенно взрослых) лактоза вызывает диарею и появление отеков.

Переносимость лактозы, которая обуславливается постоянным синтезом в организме фермента lactase, расщепляющего молочный сахар, тесно связано с развитием молочного скотоводства, которое появилось в Европе примерно 8 - 9 тыс. лет назад. (Люди со Среднего Востока и северо-восточной Африки также обладают способностью усваивать молоко.)

"Есть свидетельства того, что эта версия гена появилась в результате длительной эволюции. Это наиболее выраженный процесс генной мутации у европейцев а последние 30 тыс. лет", - говорит Марк Томас, генетик-антрополог из Университетского колледжа в Лондоне и соавтор нового исследования, результаты которого были опубликованы на прошлой неделе в "Вестнике Национальной академии наук США".

Изучая останки европейцев, живших в эпоху неолита и мезолита, Томас и группа ученых из Майнзского университета в Германии во главе с палеонтологом Иоахимом Бургером искали версию гена, которая дарует современным европейцам переносимость лактозы.

Радиоуглеродный анализ показал, что возраст останков эпохи неолита составляет 5000 - 5840 лет, а возраст останков эпохи мезолита почти 4000 лет. Останки, о которых идет речь, были найдены в самых различных местах от Германии до Литвы.

Согласно проведенному исследованию, в эпоху неолита способность переваривать лактозу не была широко распространена. Исследовав 8 образцов, ученые не нашли каких-либо признаков наличия данной версии гена. Это означает, что 5000 лет назад переносимостью лактозы обладало не более 40 % популяции, а стало быть, способность переваривать молочный сахар развилась с появлением молочного скотоводства.

"По меркам эволюционного процесса 8000 лет это ничто, - говорит Бургер. - Можно сказать, что скорость распространения аллели (вариации гена) была очень значительна". Примерно 80 % жителей южной Европы и в наше время не обладают переносимостью лактозы. Это означает, что вероятность появления данной разновидности гена у жителей северной Европы в свое время была не очень значительна.

Бургер говорит, что он планирует изучить другие народы Евразии, где частота появления данной аллели максимальна. Томас тоже планирует объединить все данные "в одной компьютерной модели, чтобы сопоставить развитие сельского хозяйства, животноводства и других факторов".

Источник: В мире науки