Далекие и безводные?

Изучая два экстрасолярных газовых гиганта (планеты), которые получили названия HD209458b и HD189733b, исследователи применили высокочувствительный инфракрасный телескоп Spitzer Space Telescope. В первую очередь исследователи обратили внимание на отсутствие воды. «Мы не обнаружили в спектре свидетельств наличия воды, хотя любой теоретик скажет вам, что в атмосфере этих планет должна присутствовать вода (в виде пара)», – говорит астрофизик Джереми Ричардсон из Годдардовского аэрокосмического центра NASA, член команды, изучавшей HD209458b. Другая группа исследователей анализировала спектр HD189733b, которая находится на 60 световых лет дальше от нас.

В спектре обоих планет отсутствует вода, а также моноксид углерода и метан. Группа Ричасрдсона определила наличие в атмосфере HD209458b пылевых облаков, которые могут частично скрывать излучение планеты. «Такие облака не позволяют нам заглянуть достаточно глубоко», – говорит исследователь. Обе планеты принадлежат к широкому классу экстрасолярных планет, получивших название «горячие Юпитеры», поскольку они тоже газовые гиганты. Но их орбиты проходят близко к центральным звездам, из-за чего температура на планетах очень высокая – 1000-2000 К. Исходя из уже имеющихся данных, ученые предположили, что должны присутствовать определенные соединения, в том числе и вода.

Обе планеты вращаются по орбитам вокруг своих звезд, делая полный оборот за несколько дней. Чтобы провести исследование, ученые направляли инфракрасные детекторы телескопа на эти звезды в то время, когда планеты находились за ними и были полностью закрыты ими. Чтобы выявить спектр планеты, ученые вычли из спектра совместного излучения звезды и планеты спектр излучения звезды.

В ходе прежних исследований экстрасолярных планет определение элементов производилось по анализу света, проходящего через их атмосферы. По словам Ричардсона, это первые измерения энергии, поступающей непосредственно от планет в различных диапазонах. Исследователи могут определить типы химических веществ, находящихся в атмосфере, анализируя яркость света на различных длинах волн, так как все химические вещества поглощают свет лишь на определенных длинах.

В статье, опубликованной 21 февраля на сайте журнала Nature, группа Ричардсона высказывает предположение о пылевых облаках из частиц кремния или оксида кремния размером около 10 мкм. Однако разница температур на планетах составляет около 200 градусов. Это означает, что на них не может быть облаков одинакового состава. Так и не сумев пока точно объяснить причину отсутствия в спектре свидетельств существования воды, ученые планируют дальнейшие исследования.

Источник: В мире науки