Опасаться ли нам пандемии?

Экспериментируя с вирусом гриппа, вызвавшим пандемию гриппа 1918-го года, ученые обнаружили, что незначительные изменения вируса лишают его способности передаваться между млекопитающими в лаборатории. Исследователи говорят, что получившаяся модификация вируса больше похожа на птичий грипп, который теряет способность распространяться, попав в верхние дыхательные пути млекопитающих. Данное открытие не объяснило, под влиянием каких факторов вирус птичьего гриппа H5N1 может претерпеть изменения и стать опасным для человека, но подтвердило справедливость того, что определенный тип биологических изменений может стать основной причиной возникновения пандемии.

В ходе экспериментов ученые из Центра контроля и предотвращения заболеваний производили мутации протеина, получившего название гемагглутинин (hemagglutinin), который находится на поверхности вирусного тела. Этот белок играет очень важную роль в процессе инфицирования, распознавая рецептор протеина в клетках «хозяина». Неизмененный гемагглутинин это своего рода ключ, который может разблокировать рецепторы в клетках, выстилающих верхние дыхательные пути человека и других млекопитающих. Ученые пытались модифицировать этот ключ, чтобы он подходил к другому «замку» – рецептору, который относительно редко встречается в верхних дыхательных путях человека, но в достаточном количестве присутствует в наших легких, а также в дыхательных путях и кишечниках птиц.

Исследователи инфицировали хорьков либо исходным вирусом гриппа 1918 года (восстановленным два года назад), либо его измененной формой. Через день они выносили клетки с зараженными животными к здоровым хорькам, чтобы узнать, будет ли вирус распространяться воздушным путем. «Мы заметили, что вирус 1918-го года с нормальным ключевым белком распространялся очень быстро», – говорит Теренс Тампей, автор доклада, опубликованного 1 февраля на сайте журнала Science. Измененный же вирус не распространялся вообще.

Результаты проведенных экспериментов согласуются с результатами предыдущего исследования, которое показало, что H5N1, имея мало шансов в верхних дыхательных путях, поражает именно ткани легких. Однако в случае H5N1 ученые не знают, какие именно изменения (если таковые вообще будут) смогут трансформировать H5N1 в штамм, способный вызвать пандемию. Это объясняется тем, что ключевой белок не всех вирусов абсолютно идентичен. H5 это одна их его форм, у вируса гриппа 1918 года она иная – H1.

Ранее биохимик Джейм Стивенс из Скриппского исследовательского института в Ла-Джолла, Калифорния, пытался изменить аминокислоту в H5N1,эквивалентную той, что модифицировала группа Тампея в вирусе 1918 года, но это не увеличило шансы H5N1 на успех в верхних дыхательных путях. Вроде бы результаты обнадеживающие, но специалисты опасаются, какие-то другие изменения H5N1 все-таки могут привести к пандемии.

Источник: В мире науки