Физкультура для ума

 


Шерри Уиллис (Sherry Willis) из Пенсильванского университета возглавляет команду ученых, которые работают с пожилыми людьми старше 65 лет. Сроки проведения эксперимента 1998 – 2004. Группа добровольцев была представлена людьми всех слоев общества, рас и частей света. Их объединяло только одно – когда началось исследование, у них не было никаких признаков возрастного ухудшения познавательных способностей.

Исследователи разделили их на четыре примерно по 700 человек в каждой. Три из них были разделены на специализации (память, логика и скорость переработки информации), а четвертая была контрольной. «Мы хотели оценить не только влияние обучения на работу ума, но также и влияние на способность производить повседневные действия», – говорит Майкл Мэрсик (Michael Marsiske), психолог из Университета штата Флорида.

К концу эксперимента самые пожилые представители групп были объединены в маленькие группы, в составе которых прошли 10 часовых занятий на протяжении пяти недель. Те, кто укреплял память, осваивали мнемонические стратегии, позволяющие запоминать слова, соединяя их различным осмысленным образом в тексты и визуализируя их. В группе «логики» учили определять продолжение рядов, таких как «a c e g i...». Скорость переработки информации отшлифовывалась практикой распознавания на экране быстро меняющихся предметов.

По истечение пяти лет исследователи попросили участников оценить полученные навыки и сообщить, помогло ли обучение эффективнее справляться с ежедневными обязанностями. Также они независимым образом оценили способность добровольцев быстро находить лекарства в аптеке. После обучения 87 % из третьей группы, 74 % из «логиков» и 26 % из тех, кто тренировал память показали заметные результаты. В течение пяти лет преимущество над их нетренированными коллегами сохранялось. «Если раньше третьей группе требовалось почти секунда, чтобы распознать объект на экране, то после обучения им хватало менее 0,75 секунды, – рассказывает исследователь. – Обуяченая группа запоминала список из 12-15 слов, чтов три-четыре раза больше по сравнению с контрольной группой».

В последствии выделенная подгруппа получала «дополнительное ускорение» – спустя год и спустя три года. Эти люди (особенно из третьей группы) лучше всего справлялись с такими заданиями, как поиск вещей в кладовке, расчет сдачи при покупке, а также поиск чисел и лекарств в аптечке.

Представляется, что подобное обучение в значительной степени скомпенсировало возрастное снижение познавательных способностей, отмеченное в контрольной группе. Психологи высказывают надежду, что самые простые умственные упражнения могут сыграть ключевую роль в профилактике старческого маразма и других признаков снижения когнитивных способностей, которые поражают ежегодно во всем мире, как минимум, 24 млн. человек.

Но речь идет не только о том, чтобы продолжать решать кроссворды или головоломки-судоку, которые вы так любите. Мозгу надо дать задачу. «Чтобы был эффект, – отмечают исследователи, – необходимо разнообразить практику, включая в нее вещи, которые вы не любите и не умеете делать. Мы надеемся создать обучающие программы, которые были бы более доступны людям и поощряли бы желание людей напрягать мозги».



Источник: В мире науки