Непорочное зачатье … органа

В будущем отдельные яйцеклетки будут служить источником стволовых клеток, которые врачи смогут трансплантировать людям обратно, чтобы лечить повреждения нервов и истощающие заболевания. К этому стремятся исследователи, которые отрабатывают новую процедуру на мышах.

«Это маленький, но важный шаг», – говорит исследователь стволовых клеток Пол Лерой (Paul Lerou) из детского госпиталя в Бостоне. Лерой с коллегами смог выделить стволовые клетки из псевдоэмбрионов, выращенных из неоплодотворенных яйцеклеток самок. Исследователи хитростью заставили делиться неоплодотворенную клетку. Сообщение об этом появилось на сайте журнала Science 14 декабря. Этот подход мог бы облегчить процесс получения стволовых клеток человека и потенциально применим при лечении повреждений спинного мозга, а также дегенеративных заболеваний, таких как синдромы Альцгеймера и Паркинсона. Прежде врачи уже предполагали использование стволовых клеток для так называемого терапевтического клонирования, при котором ядра клеток тела донора помещались в яйцеклетке, лишенные своего родного ядра. Проблема состояла в том, что требовалось, как минимум, 100 яйцеклеток, чтобы произвести одну. Чтобы разрешить эту проблему Лерой пошел по пути обмана неоплодотворенной яйцеклетки мыши, заставляя ее делиться, как если бы она находилась в эмбрионе. Исследователи индуцировали партеногенез, воздействуя на клетку в период овуляции либо созревания химическим соединением, которое предотвращает разделение хромосомного набора на два набора, соответственно, для двух дочерних клеток. На мышах и нечеловекообразных приматах этот процесс имел успех примерно в 70 %.

Обычно такая клетка генетически несовместима с клетками того же донора. Точнее, донорская клетка имеет гены для формирования двух различных протеиновых комплексов – так называемых комплексов глобальной тканевой совместимости (MHC, что означает major histocompatibility complexes). Однако, эмбрион партенота (гаплоидного организма, развившегося партеногенетическим путём) имеет идентичные пары хромосом, так что у него только один комплекс MHC. Если такой комплекс не совместим с организмом, иммунная система атакует и отторгает эти клетки, как она порой отторгает трансплантированные органы.

Хромосомы партенота полностью не идентичны. Яйцеклетка содержит два набора хромосом, каждый из которых копируется, а затем один из них исключается. Но перед этим различные хромосомы смешиваются друг с другом. Это и дает партеноту два различных комплекса тканевой совместимости MHC. Исследователи высказывают гипотезу, что они могут создать абсолютную совместимость, если изолируют несколько клеток с обоими комплексами MHC. К настоящему моменту медики проанализировали геномы отдельных клеток, выросших из своих партенотов и, о чудо, обнаружили, что доля клеток с обоими белковыми комплексами мала. При трансплантации этих клеток в организм мышей, эти клетки прижились и трансформировались в три основных типа эмбриональной ткани.

Источник: В мире науки