Молекулярный презерватив против ВИЧ

В рамках общемирового проекта борьбы со СПИДом исследователи разработали вагинальный гель, который разжижается и высвобождает антивирусные компоненты при попадании спермы во влагалище. Создатели молекулярного презерватива, который все еще находится на стадии активного тестирования, утверждают, что температурно- и pH-чувствительный полимер может обеспечить более эффективную защиту от вируса иммунодефицита человека, чем обычные гели и кремы.

«Мы надеемся, что «атакуя» зараженную сперму, мы сможем деактивировать вирус прежде, чем у него появится хоть один шанс проникнуть в окружающие ткани», – говорит биоинженер Патрик Кайзер (Patrick Kiser) из Университета штата Юта.

Кайзер и его коллеги разработали полимерный состав, который будучи жидким при комнатной температуре, сгущается в гелеподобную массу при температуре тела и pH, равном 4 –5 (именно такие условия и есть во влагалище). Основная задумка исследователей состояла в том, чтобы гель снова разжижался в нейтральной среде, поскольку сперма нейтрализует pH влагалища. По словам Кайзера, при разжижении геля из него выделяется антивирусная составляющая. Это могут быть отдельные молекулы вещества или полимерный микробицид (соединение, убивающее микробы).

Создание молекулярного презерватива это попытка укрепить идею использования микробицидов в составе гелей, кремов и других материалов для предотвращения распространения вируса иммунодефицита человека и других заболеваний, передающихся половым путем. В настоящее время проводятся клинические испытания полутора десятков различных вагинальных микробицидов.

По утверждению Кайзера, самое главное это заставить подобные соединения действовать как можно быстрее и эффективнее. «Чтобы вирус вступил в контакт с клетками иммунной системы, нужно всего несколько минут, – объясняет он. – Поэтому, на самом деле у нас не так уж и много времени». Молекулярный презерватив представляется относительно безвредным способом доставки антивирусного компонента на «место происшествия». О результатах своей работы ученые сообщили на сайте журнала Journal of Pharmaceutical Sciences. Лабораторные исследования показали, что данный полимер гораздо меньше повреждает клетки кожи мыши, чем два других соединения, также применяемые вагинально (в том числе и обычно используемый в таких случаях спермицид ноноксинол-9).

Ученые также установили, что в течение пятиминутного воздействия на полимер жидкости, имитирующей сперму, он высвобождает 49 % молекул красителя, химически схожего с некоторыми микробицидами. Однако Кайзер предостеригает о необходимости проведения тщательного исследования возможных побочных эффектов. К таковым может относиться воспаление, вызванное применением данного геля, что увеличит скопление в данном месте клеток иммунной системы, которые будут служить дополнительными мишенями для ВИЧ-инфекции. Время действия геля еще предстоит определить, но Кайзер утверждает, что благодаря своей вязкости гель может оставаться во влагалище в течение дня. По его мнению, время удержания очень важно, потому что если женщина будет вынуждена применять микробициды непосредственно перед сношением, это доставит ей много неудобств.

«Это совершенно новый взгляд на безопасность секса, – говорит Полли Харрисон, директор Альянса за развитие микробицидов. – Мы хотим сделать этот продукт максимально доступным и удобным для потребителей».

Источник: В мире науки