Аутизм – теория разбитого зеркала

 


Такой ребенок не будет смотреть вам в глаза. Пытаясь уйти от вашего взгляда, он начнет волноваться, нервничать и может даже совершать безумные поступки. Все больше смущаясь, он не сможет вести с вами хоть какое-либо подобие беседы. Будучи способным испытывать полную гамму эмоций, таких как страх, гнев и чувство удовлетворения, он может не воспринимать чувства других людей и не обращать внимание на тонкие посылы к общению, на которые реагируют большинство других детей.

Еще в 1940-х гг. два врача – американский психиатр Лео Каннер (Leo Kanner) и австрийский педиатр Ханс Асперджер (Hans Asperger) – независимо друг от друга открыли это нарушение развития, которое наблюдалось у 0,5% американских детей. По странному стечению обстоятельств оба исследователя, не зная друг о друге, дали синдрому название аутизм от греческого слова autos, которое обозначает «сам». Это название себя оправдывает, поскольку подчеркивает то, что субъект выпадает из социального взаимодействия. Позже врачи ввели термин autism spectrum disorder, что в вольном переводе означает «расстройство типа аутизма». Это было сделано для того, чтобы прояснить, что этот синдром весьма многообразен в вариациях, которые имеют, однако, некоторые характерные признаки, позволяющие судить о наличие расстройства.

Было установлено, что склонность к аутизму передается по наследству, хотя имели место и экологические факторы риска. В конце 1990-х гг. исследователи из Калифорнийского университета в Сан-Диего (UCSD) начали серию экспериментов, чтобы выяснить связь между аутизмом и недавно открытыми «зеркальными» нейронами. Поскольку представлялось, что эти нейроны участвуют в восприятии намерений другого индивида, казалось логичным выдвинуть гипотезу о том, что синдром обусловлен дисфункцией зеркальной системы. За прошедшее десятилетие был проведен ряд исследований, которые подтвердили зеркальную теорию развития аутичных признаков.

Главным диагностическим признаком аутизма является социальная изоляция, непереносимость прямого взгляда, отсутствие способностей к языкам, слабое проявление сопереживания. Однако есть и другие, менее известные признаки. Так, аутичные дети испытывают проблемы с пониманием метафор, иногда интерпретируя их буквально. Они также испытывают трудности, когда их просят повторить действия других людей. Часто они демонстрируют эксцентричную озабоченность пустяками, игнорируя при этом важные аспекты окружающей их среды, особенно социальной. Также озадачивает тот факт, что пациенты часто демонстрируют необъяснимое отвращение к некоторым звукам, создающим у них чувство тревоги.

Теории аутизма можно разбить на две основные группы – анатомическую и психологическую. Анатом Эрик Корченче (Eric Courchesne) изящным экспериментом доказал, что дети с аутизмом имеют характерные отклонения в мозжечке – структуре мозга, ответственной за координацию сложных осознанных движений. Хотя результаты этого исследователя и убедительны, было бы преждевременно заключать, что причина кроется только в этом. Предполагают, что изменение в мозжечке, наблюдаемое у детей с аутизмом, – одно из не связанных с заболеванием изменений, вызванное специфическим отклонением в генах. За сам синдром отвечают иные эффекты тех же генетических изменений.

Вилаянар С. Рамахандран и Линдсей М. Оберман


Источник: В мире науки