Ученые выяснили, что служит универсальным хронометром для всего живого

Ведь если бы не было какого-то универсального фактора - не существовало бы и биоритмов - синхронных колебаний множества физиологических параметров, а у каждого процесса была бы своя собственная периодичность. Специалисты из Центра теоретических проблем физико-химической фармакологии РАН предположили, что такими "часами" для живого служит геомагнитное поле, какой же еще фактор может одновременно направлять метаболизм в разных по функциям клетках? Исследователи выяснили, что магнитные колебания воздействуют на обмен веществ через парамагнитные группы атомов в органических молекулах, содержащие на поверхности неспаренный электрон, на поведение которого и влияет геомагнетизм. Обычно это вещества с атомами молибдена и железа, хотя углерод, водород и кислород тоже иногда формируют структуры, которые можно "намагнитить" - свободные радикалы. Единый сигнал времени, необходимый живым клеткам, обеспечивает солнечно-суточная геомагнитная вариация с периодом 24 часа, а поскольку свободных радикалов в клетках много, то и влияние, которое оказывает на них вращение Земли - нешуточное.

Методом электронного парамагнитного резонанса ученые исследовали концентрацию свободных радикалов в печени мышей и обнаружили циркадный (околосуточный) ритм, который, по расчетам, синхронизуется извне магнитным полем. В других экспериментах поле с высокой магнитной напряженностью снизило концентрацию свободных радикалов во всех органах мыши и затормозило рост саркомы.
Это означает, что любое действие, которое устраняет или деформирует геомагнитную вариацию - единый сигнал времени, на который ориентируется живая система - нарушает управление жизнедеятельностью, например, при межконтинентальных перелетах или манипуляциях с магнитным полем. Сотрудники Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, исследуя метаболизм кроликов при ослабленном геомагнитном поле, обнаружили большое разнообразие показателей, - обмен веществ потерял чувство времени. После первых российских публикаций на эту тему подобные исследования успешно провели итальянцы.

Ученые уверены, что для каждого организма существуют собственные циркадные ритмы. Природу некоторых из них, возможно, удастся установить, опираясь на последние факты. Об этом сообщает агентство "Информнаука".

Источник: Известия науки