Туберкулезный троянский конь

Отсутствие одного из генов в штамме туберкулезной палочки, позволяет ей подавлять иммунный ответ организма-хозяина, потенциально объясняя, почему этот штамм вызвал необычно серьезную вспышку в одной из британских школ. Родственные ему штаммы – основная причина вспышек туберкулеза среди выходцев из Индии и Азии, живущих в Великобритании. Рассматривается возможность того, что мутация штамма могла быть частью его адаптации к этой части населения Англии.

Несмотря на то, что туберкулез уносит более двух миллионов жизней каждый год, штамм Mycobacterium tuberculosis, как полагают, вызывает острые проявления только в 5 – 10 % случаев передачи инфекции. Именно поэтому исследователи и заинтересовались вспышкой туберкулеза в колледже городка Лестер, Англия, во время которой у 77 из 254 носителей патогена проявилась болезнь. Штаммы туберкулеза по своей природе очень различаются своим генетическим аппаратом, так что причины вспышки заболевания начали искать в генетике штамма. Исследователи вырастили культуру штамма, вызвавшего вспышку заболевания, и обнаружили, что у него отсутствует ген Rv1519.

На первый взгляд выпадение гена должно ослаблять штамм, и исследователи действительно обнаружили, что он относительно медленно рос в питательном бульоне и был менее стоек к кислоте и пероксиду водорода, чем другие штаммы. Интересно то, что в среде белых кровяных телец этот штамм рос с нормальной скоростью, что было вызвано, очевидно, подавлением иммунного ответа. Инфицированные клетки крови производили меньше специфических соединений, сопровождающих воспалительные процессы и являющихся основным компонентом иммунной реакции. Также производилось и больше противовоспалительных соединений. Сообщение об этом было опубликовано 2 октября на сайте Национальной академии США. Подавление иммунного ответа могло бы объяснить эту странную вспышку заболевания.

Особенно важно выяснить, действительно ли активный штамм туберкулеза несет генетические вариации, которые вызывают отдельные вспышки заболевания, или нет. Таково мнение врача Себастьяна Гарно (Sebastien Gagneux) из Института системной биологии. А это задача непростая.

Дж. Р. Минкел