ДНК - слепок болезней древности

Лейшманиоз – заболевание, вызываемое микроскопическими паразитами, подобное малярии и передаваемое песчаными мушками рода Leishmania, – приводит к болезненным нарывам кожи и уносит по всему миру как минимум полмиллиона жизней в год. Вызывавшее эпидемии в северо-восточной Африке, оно также поражает Северную и Центральную Америку. Страдает от этой болезни и Средний восток. В течение лишь первого года вторжения в Ирак лейшманиозом переболело 650 американских солдат. Летальная форма этого заболевания – висцеральный лейшманиоз – также известна как kala azar, что на хинди означает «черная лихорадка». Лейшманиоз впервые был обнаружен британскими врачами в Индии, а сейчас болезнь распространена в Судане. Многие исследователи утверждают, что она пришла именно оттуда.

Альберт Зинк (Albert Zink) с коллегами из Университета Людвига Максимилиана (Ludwig-Maximilians University), Мюнхен, исследовали ДНК костных останков 91 египетской мумии и 70 мумий из Намибии (современный Судан) с целью определить, страдали ли эти люди от лейшманиоза. У девяти из 70 мумий из Намибии в захоронениях примерно 550 гг. до н.э. была обнаружена митохондриальная ДНК паразита. Это подтверждает, что лейшманиоз еще тогда был в этой стране эндемичным (свойственным данной местности). Это подтверждает древние корни заболевания. Четыре из изученных египетских мумий несли в себе черты ДНК паразита. Каждая из мумий датируется Средним царством (период 2050–1650 гг. до н.э.), а именно в этот период торговые связи с Намибией были наиболее тесными. Египетские мумии более поздних и более ранних периодов не имели признаков заболевания. Подробности можно найти в октябрьском номере журнала Emerging Infectious Diseases. «В этом исследовании мы не обнаружили никаких признаков лейшманиоза в образцах ДНК египетских мумий Нового царства, а также более позднего периода, которые на 500–1000 лет моложе мумий периода Среднего царства, – замечает Зинк. – Следовательно, лейшманиоз был обусловлен в большей степени тесными культурными контактами между Египтом и Намибией».

Помимо выявления тесных культурных контактов между этими народами, исследования также придали вес гипотезе о том, что висцеральный лейшманиоз впервые появился на территории нынешнего государства Судан. Эта методика применялась и к другим заболеваниям, таким как туберкулез и малярия, чтобы отследить их корни. «Мы можем лучше понять путь эволюции патогенов и найти более эффективные меры борьбы с ними», – говорит Зинк. Патогенные микроорганизмы, лежавшие в основе проклятия древних мумий, могут подсказать и лекарства от этих древних недугов человечества, вызывавших мор.

Дэвид Биелло