Монтессори творит чудеса

 


Почти век назад Мария Монтессори открыла школу в бедном районе Рима. Она помимо того, что стала первой женщиной терапевтом в Италии, известна тем, что внедрила новую методику образования. Суть образования в том, чтобы вести предельно пристальный контроль за детьми. Метод Монтессри не предусматривает перехода из класса в класс и основан на индивидуальной работе. Недавнее исследование, проведенное в Милуоки, штат Висконсин, показывает, что этот метод обучения применительно к самым юным ученикам демонстрирует серьезные преимущества.

Психологи Ангелина Лиллард (Angeline Lillard) из Университета штата Вирджиния (University of Virginia) и Николь Эльза-Куэст (Nicole Else-Quest), которая в настоящее время работает в Университете Вилланова (Villanova University), проводили наблюдение за детьми, которых случайным образом отобрали для открытой Монтессори-школы в Милуоки. Для участия в исследовании разыгрывалась лотерея среди 112 детей (и их родителей). 53 ребенка, проигравших в этой лотерее, посещали обычную открытую школу, в то время как 59 счастливчиков пробовали на себе новую методику. Опрос показал, что участниками этого эксперимента пожелали стать родители с однородной структурой доходов (20 – 50 тыс. долларов в год). «Данная программа была направлена главным образом на родителей, которые искали возможность устроить своих детей в Монтессори-школу, а в процессе исследования в качестве контрольной группы выступали родители, не желавшие этого», – пишут психологи в статье, опубликованной 29 сентября в журнале Science.

Лиллард и Эльза-Куэст провели тестирование в группе пятилеток после прохождения первичного курса. Хотя данные о национальности не собирались, основной состав группы представляли афроамериканцы. В ходе различных тестов от работы с буквами до математических действий дети из группы Монтессори показали себя лучше по сравнению с контрольной группой. Когда же речь зашла о вопросах общения, вперед вырвалась контрольная группа (со счетом 43 % против 18 %). Они оказались более рассудительными. А в ходе тестов на так называемую функциональность – способность адаптироваться к изменению правил игры со все повышающейся сложностью – дети из группы Монтессори опять вырвались вперед.

Однако эти достижения в столь раннем возрасте не обязательно оборачиваются успехом в более старшем возрасте. Психологи провели опросы в группе 12-летних. И экспериментальные дети, и дети из контрольной группы показали при тестировании способностей одинаково успешные результаты. Однако подросшие «монтессори» лучше справлялись с написанием эссе. «Мы не знаем, действительно ли эти 12-летние школьники были более развиты в пятилетнем возрасте или нет, – говорит Лиллард. – Но, не взирая на это, они были не хуже своих сверстников. И это несмотря на тот факт, что они не проходили регулярных тестов на знание таблицы умножения и тестов типа ‘выбери фигуру’». Исследователи также отметили, что метод Монтессори на ранних стадиях часто полагается на взаимное обучение детей.

Психологи планируют проследить судьбу этих детей дальше в жизни, чтобы оценить общий эффект, а также расширить сферу применения методики Монтессори. Они также оценивали, какие именно элементы программы Монтессори оказывают столь положительное действие. «Применение методики Монтессори в нашем случае было вполне адекватным, – говорит Лиллард. – Она применяется лишь в немногих школах нашего округа».

Дэвид Биелло

Источник: В мире науки