Планета рождается на глазах

Список планет вокруг удаленных звезд постоянно пополняется, но поскольку большинство их вращаются вокруг звезд значительно крупнее нашего Солнца, многие планетарные системы представляют для нас загадку. Теория и наблюдения лучше согласуются для меньших по массе звезд, таких как Солнце, которое когда-то было окружено протопланетным диском. Этот этап формирования планет может длиться многие миллионы лет. Однако жар более горячих звезд может просто испарить эти диски, и планеты не сформируются. В настоящее время французские астрофизики сделали еще один шаг навстречу решению этой головоломки, в чем им помогли наблюдения протопланетного газопылевого диска у звезды в 2,5 раз крупнее Солнца. Наблюдения показывают, что и у относительно крупных звезд механизм формирования планет аналогичен.

Пьер-Оливер Лагадж (Pierre-Olivier Lagage) с коллегами из французского астрофизического отделения Комиссии по Атомной энергии с помощью Очень Большого Телескопа (Very Large Telescope, VLT) и соединенного с ним спектрометра провели наблюдение объекта HD 97048 – молодой и очень яркой звезды в 180 парсеках (600 световых лет) от нас в темном облаке Хамелеон-1. Поскольку эта звезда в 40 раз ярче Солнца и излучает намного большую мощность, ее энергия способна рассеять любое газопылевое облако. Однако наблюдение этого объекта в инфракрасном диапазоне с помощью нового восьмиметрового телескопа помогло ученым найти оригинальное объяснение существованию большого диска, диаметр которого, как минимум, в 12 раз превышает диаметр орбиты Нептуна. «Это довольно протяженный диск, в котором достаточно газа и пыли для формирования планет, – говорит Лагадж. – Такой диск предшествует этапу формирования сгущений, которые мы наблюдаем вокруг звезды Бета созвездия Живописец. Это дает нам редкую возможность стать свидетелями самого начала формирования планет».

Данные наблюдений были опубликованы на сайте журнала Science 28 сентября. Правда, авторы пошли на некоторое упрощение ситуации. Они утверждали, что любое переизлучение энергии в инфракрасном диапазоне относится к поверхности диска, а также что интенсивность этого излучения находится в степенной зависимости от расстояния до звезды. «Свет звезды на поверхности диска поглощается практически целиком, так что сделанные предположения имеют под собой основания, – замечает автор. – Как следует из статьи в журнале Science, мы опирались на более изощренную модель, полностью подтвердившую наши прежние результаты».

Модели формирования планет по большей части остались неподтвержденными, и наблюдение такого диска может дать возможность уточнить их. В нем достаточно газа, чтобы сформировать 10 планет размером с Юпитер и достаточно пыли для 50 планет масштаба Земли. Мы стали свидетелями самого первого намека на планету. «Представлялось, что даже протопланеты довольно сложно увидеть, если только они еще существуют, – говорит Лагадж. – Моей первой реакцией на неожиданное открытие было ощущение, что это просто невозможно. Но оказалось, что это я не представлял в полной мере все возможности наблюдения за Вселенной».

Дэвид Биелло