Ретровирус борется с раком

Раковую опухоль образуют «сошедшие с ума» клетки организма. Выходя из-под контроля, злокачественные клетки начинают бесконтрольное деление, распространяясь метастазами по организму. Иммунные клетки некоторых пациентов способны распознавать такие опухоли и атаковать их. Исследование показывает, что увеличение количества борющихся с раком лимфоцитов может остановить опухоль и побороть рак. В ходе недавнего исследования специалисты смогли превратить иммунные клетки в «борцов с раком» вне организма. Ученые надеются на полную ремиссию двух пациентов после введения им обратно преобразованные клетки иммунной системы.

Лимфоциты, также называемые Т-клетками чувствуют угрозу с помощью специальных рецепторов на поверхности клетки. Стивен Розенберг (Steven Rosenberg) с коллегами из Национального Института Рака (National Cancer Institute) смогли клонировать гены, отвечающие за белки, которые образуют эти рецепторы иммунной клетки, взяв их у пациента, организм которого справился с меланомой. Исследователи вводили эту генетическую информацию в нормальные Т-клетки 17 пациентов с меланомой, заражая их лейкоциты специально выведенным штаммом ретровируса.

После химиотерапии иммунная система этих пациентов сильно ослабла, и содержание активных лейкоцитов в крови упало. Ученые внедряли генетически модифицированные лейкоциты обратно в ослабевшую иммунную систему пациентов, в результате чего концентрация таких клеток спустя месяц после лечения у 15 из 17 пациентов установилась на уровне 9–56% (относительно общего количества лейкоцитов).

А два пациента из 17 достигли более впечатляющих результатов. Генетически измененные лимфоциты 52-летнего пациента разрушили меланому в подмышкечной впадине и на 89% сократили рост печени, в результате чего операция прошла успешно. «Заряженные» Т-клетки 30-летнего мужчины разрушили опухоль в легком. Оба пациента спустя 18 месяцев оставались здоровыми, и анализы крови показывали высокий уровень модифицированных клеток иммунной системы. «Это первый раз, когда генная инженерия смогла остановить и обратить вспять рост опухоли, – говорит Розенберг. – Мы можем брать нормальные лимфоциты онкологических пациентов и превращать их в способные бороться с раком».

Статья, опубликованная сегодня на сайте журнала Science, показывает перспективность этого метода в случае других раковых образований, включая рак легких и груди. Исследователи планируют продолжить эксперименты, чтобы убедиться в долгосрочности эффекта лечения. Они также планируют проверить, будут ли эти методы лечения столь же эффективны при переносе на человека. «Потребуется большая кропотливая работа молекулярных биологов, – замечает Розенберг. – Основная часть нашей работы заключается в проектировании ретровирусов, в эффективном встраивании генов в клетки и их активации».

Дэвид Биелло