О темных сущностях в астрофизике.

Кто-то хорошо сказал, что современные физики способны работать там, где уже не работает их воображение. Например, рассчитывать пространственное распределение невидимого вещества или силу воздействия неощутимого энергетического поля. Обе названные задачи не придуманы — они интенсивно обсуждаются сегодня теоретиками. Невидимое вещество, вошедшее в физику лет 30 назад, получило название «темного», а затем уж и неощутимая энергия, обнаруженная не так давно, тоже стала называться «темной» — просто по аналогии. Так в астрофизике появились сразу две темные сущности. Судя по всему, открытие «темного вещества» и «темной энергии» в космосе — один из тех фундаментальных переворотов в нашей картине мира, громовые отзвуки которых могут еще столетиями, наверно, перекатываться от горизонта к горизонту. С чем сравнить потрясение астрономов, внезапно обнаруживших, что те звезды и галактики, которые они изучали в течение тысячелетий, полагая их самым важным в космосе, — это пылинки в сравнении с материковой глыбой «темного вещества» и еще более гигантским, необозримым массивом «темной энергии», не только доселе неведомыми, но к тому же еще и в самой высшей мере загадочными и ни на что не похожими. Неслучайно один из современных астрономов грустно заметил: «Всю свою историю астрономия изучала то, что видно на небе, но отныне ей предстоит изучать то, чего там не видно». Пока что эта темнота не очень-то проясняется, и ученые, понятное дело, пытаются осветить ее прожекторами своих гипотез. О целой грозди таких гипотез и не только о них пойдет речь в номере 8/2006 журнала "Знание-Сила".