Образование в Европе XI-XVI веков

 


Журнал "Энергия" 2006, № 5 представил публикацию "Из истории образования. Образование в Европе XI-XVI веков" (Сергея ВАЛЯНСКОГО, Дмитрия КАЛЮЖНОГО ).

Изложенные в ней наблюдения средневековых европейских педагогов не утратили актуальности:
"...стоит упомянуть таких деятелей, как наставник детей французского короля, автор трактата «О воспитании знатных детей» Винсент де Бове (1190-1264), предлагавший завоевывать интерес детей шуткой и играми. Он, может быть, первым обратил внимание на детскую специфику, важную при воспитании: незлобивость, искренность, бескорыстие, слабоволие, капризность, необоснованный страх. Важной идеей можно считать тезис о целесообразности взаимосвязи интеллектуального и нравственного воспитания («что пользы видеть дорогу, если нет знания, как идти по ней»).

Другой французский педагог, канцлер парижского университета Жан Шарль Герсон (1363-1429) в трактате «Приведение детей ко Христу» призывает наставников к кротости и терпению {«детьми легче руководить ласками, нежели страхом»). Испанский мыслитель Раймонд Луллий (ок. 1235 — ок. 1316) считал, что начинать обучение надо на родном языке, приучать детей к труду, давать с детства навыки профессии («я нахожу весьма привлекательным обычай мусульман учить детей профессии»). .."

Полный текст статьи