Красивая аналогия.

 


Вскоре после Большого взрыва в силу законов квантовой механики в плотности энергии Вселенной возникли хаотические флуктуации. Они увеличивались в размере и в конце концов стали современными скоплениями галактик. Флуктуации напоминали звуковые волны, и этот "звук", гудевший в космосе 14 млрд. лет назад, отпечатался в реликтовом излучении. Теперь на небе мы видим карту данного "звука" в виде вариаций температуры реликтового излучения.
Как и звуковые волны, флуктуации реликтового излучения можно проанализировать, разложив их на отдельные гармоники, т.е. представив набором чистых тонов различной частоты, что-то вроде разных инструментов в оркестре. Оказывается, некоторые из этих гармоник звучат тише, чем должны, и к тому же выводят неверную мелодию. Либо чрезвычайно успешная во всех остальных вопросах стандартная космологическая модель дает здесь сбой, либо что-то неладно с наблюдаемыми данными.
Последние десятилетия ученые развивали космологическую модель, позволяющую понять многие наблюдаемые свойства Вселенной. Ее сейчас считают стандартной: она верно указывает содержание самых легких элементов (изотопов водорода, гелия и лития) и оценивает возраст Вселенной (14 млрд. лет), согласующийся с оценками возраста наиболее старых звезд. Модель предсказывает существование и высокую однородность реликтового излучения и объясняет, как и почему возникли многие другие свойства Вселенной.
В чем противоречие между космологической моделью и наблюдениями? Об этом рассказывает статья ХОРОШО ЛИ НАСТРОЕНА ВСЕЛЕННАЯ? ноябрьского номера журнала «В мире науки». Таинственное несоответствие между теорией и наблюдениями "музыки" космического микроволнового фона напоминает то, как если бы инструменты в большом оркестре играли невпопад.

SPIN