Что нового на книжном рынке?

 


Журнал «В мире науки» рассказывает, что в сентябре 2005 года прошла XVIII Московская международная книжная выставка-ярмарка, открывшаяся традиционной пресс-конференцией, где журналистов познакомили с состоянием дел в отрасли. Однако статистика внесла свою ложку дегтя в мажорный тон организаторов. По всем социологическим опросам книг читают все меньше и меньше, огорчает и оценка структуры чтения, согласно которой Россия находится в четвертом десятке стран, где проводились подобные исследования. В выступлении руководителя управления Федерального агентства по печати Н.Литвинец подспудно звучала мысль - мы контролируем все меньшую часть книжного рынка. Именно поэтому по ряду номинаций премия "Книга года" будет присуждаться раз в два года.
Конечно, мероприятий на выставке хватало, по традиции каждое издательство приготовило новинки, а на десерт - выступления авторов. Схема традиционна: представление себя и завязывание новых контактов в формате встреч, конференций, приёмов, семинаров, презентаций, круглых столов. В четырех конференц-залах и на территории выставки-ярмарки прошло примерно 250 мероприятий
Но настоящих открытий было мало, большинство мероприятий носило явно коммерческий, а не профессиональный характер. Практически отсутствовали представления портфеля издательств, разговоры о перспективах. Особенностью нашего книгорынка является соединение печатной и ауди продукции, причем речь идет не только о продукции, предназначенной для обучения языкам. Аудиокнига уже стала привычной частью экспозиции. Трудно поверить, но во время ярмарки отметили десятилетие детской аудиокниги в России.
Новый вид книжной продукции - электронные издания, среди которых все более заметны книги на DVD. Заметен переход от иллюстративного ряда к подготовке интерактивного варианта книги, превосходящего печатный.
Вторглась книга и в сферу мобильной связи. Если на прошлой выставке услуга "Мобильная библиотека" была едва заметна, то теперь ее представили сразу несколько компаний с внушительным списком изданий. "Телефонную книгу" можно загрузить на мобильник, позвонив по специальному номеру. Еще одна новинка - доступная электронная книга, получаемая с библиотечного сервера по специальной карточке. Сетевая тема оказалась необычайно востребованной на выставке. Бизнес-тренинги книгораспространителей были посвящены организации интернет-магазинов и повышению уровня "электронных продаж".

SPIN