Арифметика без чисел.

 


Совсем недавно вернулась с международной конференции, посвященной, в том числе, методике преподавания математических дисциплин. До сих пор пребываю в шоке от доклада женщины-профессора с 20-летним стажем, убеждавшей, что пора отказаться от изучения таблицы умножения в начальной школе и убежденно доказывавшей, что и в форме компьютерной игрушки ребенок способен понять математику, особо не вникая в операции «умножения», «деления» и т.п.
И вот на discover.com натыкаюсь на статью «Counting Without Numbers».
Я было испугалась, что все западное образование свелось к компьютерным играм, но все оказалось не так страшно.
Речь в статье идет о лингвистических исследованиях. Ученые изучали жизнь изолированного племени, обитающего в области Амазонки Бразилии. Племя насчитывает всего около 200 представителей. В языке племени фигурирует лишь следующие числительные: «один», «два» и «много». Серия тестов показала, что представители племени не различают количественно группы предметов свыше трех. Получается, невозможно построить систему счисления, не имея в языке достаточного набора числительных.
Однако эксперименты с другим племенем, в языке которого присутствовали числительные до «пяти», что эти люди вполне могут количественно оценить группы предметов до 80 штук. Действительно интересно, как возможно такое сравнение при отсутствии в языке соответствующих числительных.
Для лингвистов это безусловно поле для деятельности, но математикам впору задуматься о том, что если пойти по западному пути развития методики преподавания математики, то мы скоро окажемся на уровне дикого амазонского племени и подобно слоненку из остеровского мультика будем задаваться вопросом: «9 орехов – это куча, 2 ореха – это не куча, а 5 орехов – это куча?».

SPIN