Поиски черных дыр

Термин "черная дыра" введен Дж. Уилером в 1968 г. Однако представление о подобных объектах возникло на несколько столетий раньше, после открытия И. Ньютоном в 1687 г. закона всемирного тяготения. В 1783 г. Дж. Митчелл предположил, что в природе должны существовать темные звезды, гравитационное поле которых столь сильно, что свет не может вырваться из них наружу. В 1798 г. такая же идея была высказана П. Лапласом.
Свойства черных дыр, существование которых предсказано общей теорией относительности А. Эйнштейна, столь необычны и экстремальны, что на протяжении многих десятилетий ученые ведут дискуссию на тему: есть ли черные дыры во Вселенной. В последние годы в решении этой важной проблемы наметился прорыв: открыто около 200 массивных и чрезвычайно компактных объектов, очень похожих на черные дыры. Планируются космические и наземные эксперименты, в ходе которых исследователи надеются получить достоверные критерии отбора черных дыр из найденных кандидатов. О методах и новейших результатах поиска черных дыр звездной массы и сверхмассивных черных дыр в ядрах галактик рассказал на заседании Президиума РАН член-корреспондент РАН директор Гос. астрономического ин-та им. П.К. Штернберга МГУ А.М. Черепащук. Его научное сообщение положено в основу статьи «Поиски черных дыр», опубликованной вестником РАН.

SPIN