Отечественные жидкостные ракетные двигатели признаны лучшими в мире.

 


На станицах «Вестника РАН» генеральный конструктор и генеральный директор НПО "Энергомаш" им. В.П. Глушко академик Б. И. Каторгин рассказывает о последних разработках и перспективах развития жидкостных ракетных двигателей.
Для российской школы создателей жидкостных ракетных двигателей (ЖРД), которую долгие годы возглавлял академик В.П. Глушко, характерно стремление к максимально полному использованию энергии химического топлива и получению максимального удельного импульса (последний равен отношению тяги двигателя к его секундному расходу топлива).
Мощные ЖРД устанавливаются на первых ступенях ракет-носителей. Сегодня тяга таких единичных двигателей составляет 100-800 т. Поскольку двигатели работают с уровня Земли, то, естественно, давление продуктов сгорания на срезе их сопел ограничено: оно не может быть намного меньше атмосферного. В противном случае в сопло входит скачок уплотнения, и тогда возможны отрывы потока и, как следствие, прогары сопел. Это означает, что при выбранной паре компонентов топлива увеличить удельный импульс можно, только повышая степень расширения продуктов сгорания в сопле. В мощных ЖРД первых ступеней подобное достигается путем увеличения давления в камере сгорания.

SPIN