Замечательные факты из истории книгопечатания.

 


Недавно участвуя в научной конференции в Бельгии, мне посчастливилось посетить музей книгопечатания в Антверпене, что стало поводом написать этот обзор.
Идею печатания книг, скорее всего, подали штампы. Уже в VII-VIII веках в Европе вырабатывалась материя с тисненными украшениями. При печатании многих повторяющихся фигур здесь применялись штампы. Оттиски широко применялись и при изготовлении игральных карт и дешевых гравюр. От гравюр оставался только шаг до производства книг. Первые книги, напечатанные таким образом, были невелики по объему и рассчитаны на небогатого покупателя. Между тем существовал только один способ облегчить работу- создание подвижных букв, которые могли бы служить многие годы для набора совершенно разных книг.
Впервые эта идея была воплощена в жизнь Иоганном Гутенбергом. Он родился в Майнце и происходил из старого дворянского рода Гонцфлейшей. В 1420 году Иоганн покинул Майнц, стал заниматься ремеслом и принял фамилию своей матери- Гутенберг. Около 1440 года, живя в Страсбурге, Гутенберг изготовил свой первый печатный станок. В 1448 году он вернулся в свой родной Майнц и всецело посвятил себя книгопечатанию. Умер он в 1468 году.
Основными издателями центральной Европы в XVI веке являлись четыре человека, деятельность которых открыла новый этап в истории книгопечатания: итальянец Альд Манунций, французы Анри Этьенн и Кристоф Плантен и голландец Лодевейк Эльзевир.
Одним из виднейших печатников того времени был и Кристоф Плантен. По своим религиозным убеждениям он был близок к гугенотам, что вынудило его уехать в Антверпен в 1548 г. В 1555 г. Плантен открыл там книжную лавку и довольно скромную типографию, где печатались произведения греческих и римских классиков, французских писателей, книги по медицине и кое-какие богословские трактаты. Фирменный знак - опущенная из облаков рука, держащая циркуль, и надпись "Constantia et labore" ("Постоянством и трудом"). Классический фасад, за ним уютный дворик. Несколько соединенных друг с другом построек, увитых плющом, с изящной колоннадой. Так выглядит музей Плантена-Моретуса - единственный в своем роде ансамбль жилого дома и типографии XVI-XVII веков, дошедший до наших дней в редкой даже для этого уголка Европы сохранности.
По иронии судьбы, в типографию его привел несчастный случай. Кристоф Плантен, известный в Антверпене преуспевающий переплетчик, однажды вечером стал жертвой пьяных гуляк, которые искали оскорбившего их гитариста. Приняв Плантена за своего обидчика, один из них пронзил ему плечо шпагой. Плантен оправился от раны, но любой физический труд ему отныне был противопоказан. Однако книжное дело бросить Плантен не пожелал. Так начинается его деятельность в качестве типографа. Она продолжалась 34 года, и ее результатом стали около полутора тысяч изданий, то есть в среднем по 45 наименований в год - цифра по тем временам фантастическая.
Трудно перечислить даже важнейшие издания, вышедшие из плантеновской типографии. Но один труд, принесший ему славу, назвать необходимо: это Biblia poliglotta, пятиязычная Библия с параллельным текстом на латинском, греческом, еврейском, арамейском и сирийском языках. Эта книга считается самым значительным произведением книгопечатного искусства XVI века. Именно эта работа привлекла к нему внимание испанского короля Филиппа II - в то время суверена Фландрии. По окончании работы Плантен получил от Филиппа II монополию на продажу некоторых духовных книг в Испании и ее колониях. После смерти Плантена типография перешла к его зятю, Яну Моретусу - родоначальнику уже целой династии типографов.
Тесной дружбой с Балтазаром Моретусом был связан прославленный фламандец - Петер Пауль Рубенс. Художник неоднократно писал портреты своего друга, а иногда не отказывался и иллюстрировать выпускаемые им книги. Стены дома Плантена-Моретуса хранят восемнадцать полотен кисти великого мастера, в том числе и портреты хозяев. Пять печатных станков XVII и XVIII века находятся в полной исправности. В глубине стоят два печатных станка еще плантеновской эпохи, самые старые в мире. Типография и сейчас готова к работе.
Обзор составлен по материалам сайтов
Книгоиздатели и центры книгопечатания Западной Европы
Музеи Бельгии
Книгопечатание

ISOSPIN