Водородный автомобиль в России.

 


Концепция водородной энергетики предполагает получение водорода за счет первичных источников энергии (возобновляемых энергоресурсов, атомной энергии, углеводородных природных топлив) и его последующее использование там, где сегодня используются нефтяные топлива. Сырьем для получения водорода являются вода, а также природные углеводородные топлива. При этом за счет уникальных свойств водорода как энергоносителя во многих случаях обеспечивается не только решение экологических проблем, но и повышение интегральной эффективности использования первичных энергоресурсов.
В 2001-2003 гг. в промышленно развитых странах анонсированы и приняты первые крупные государственные программы НИОКР в области водородной энергетики. Так, на реализацию программ «Freedom CAR» и «Freedom Fuel», выдвинутых президентом США Дж. Бушем, из федерального бюджета намечается выделить 1.7 млрд. долл. на 5 лет для проведения НИОКР по созданию водородного автомобильного транспорта на топливных элементах, водородных автономных систем энергообеспечения и инфраструктуры топливообеспечения. Программы стран ЕС (в том числе 6-я рамочная программа ЕС) предусматривают бюджетное финансирование НИОКР в области водородной энергетики в размерах более 200 млн. евро в год, японский проект «WE-NET» рассчитан на период до 2020 г. при государственном финансировании 4 млрд. долл. Значительные средства в выполнение программ в указанной области, в 2-3 раза превышающие ассигнования из государственных бюджетов, вкладывают частные компании. Сегодня практически все крупные автомобильные и энергетические компании мира и сотни средних и малых инновационных предприятий активно проводят НИОКР в этих направлениях.
Крупные исследовательские программы рассчитаны на период до 2020 г. и нацелены на уменьшение зависимости развитых стран от импорта энергоресурсов (прежде всего — нефти), решение комплекса экологических проблем, развитие новых технологий использования угля, атомной энергии, возобновляемых энергоресурсов. В перспективе это приведет к существенным изменениям топливно-энергетического баланса и формированию нового крупного международного рынка водородных технологий и энергоносителей, что будет иметь значительные социально-экономические и политические последствия для всего мира. Может ли наша страна достойно соответствовать этой общемировой тенденции?
Ответ на это вопрос можно найти в статье заместителя председателя Совета по водородной энергетике и технологии Минпромнауки РФ С.П. МАЛЫШЕНКО в журнале "Энергия".

SPIN