Это была реклама на «Русском радио»… «Ломоносов» в апреле.

Что-то в нашей жизни изменилось, при чем кардинально. В минувший понедельник на «Русском радио» рекламировали новый номер научно-популярного журнала «Ломоносов». Дело доброе. По соотношению: цена – качество полиграфии - количество рекламы – баланс научного и популярного, этот ресурс, действительно, на сегодня один из лучших.
Полувековую годовщину открытия ДНК журнал отмечает историческим очерком на эту тему и беседой о состоянии дел в современной молекулярной биологии с академиком РАН Львом Киселевым.
Тему марсианской экспедиции продолжает серия материалов о питании космонавтов. Журнал рассказывает о том, как обогатить рацион не только зеленью с космической грядки, но и животными белками, выращенными на необычной «ферме». Моррису Бенжаминсону удалось добиться первых успехов по изготовлению мяса в лабораторных условиях. Мышечная ткань свежеубиенных золотых рыбок, помещенная им в питательный раствор из бычьей крови выросла на 14% за неделю.
В экспериментах Франциско-Мигеля Маркеса из Лаборатории ядерной физики Национального центра научных исследования Франции в качестве побочного (как это часто бывает) продукта экспериментов с ядрами бериллия-14 были обнаружены тетранейтроны - устойчивые соединения из четырех нейтронов. Такая конфигурация не должна быть устойчивой, согласно фундаментальным законам физики (из 4 нейтронов хотя бы два будут иметь одинаковый спин), тем ни менее в эксперименте тетранейтрон существовал достаточно долго по ядерным меркам (как минимум несколько сотен наносекунд). Если повторные эксперименты подтвердят стабильность нейтронных кластеров, то эта область ядерной физики подвергнется серьезной ревизии.
Изящный пример кодирования информации на примере карточного фокуса приведен в статье «Пиковая дама».
Возможно, скоро при приеме на роботу вместо собеседования претенденты будут проходить процедуру электроэнцефалограммы мозга. Российские специалисты из Института психологии РАН научились по электрическим потенциалам мозга рассчитывать объем памяти человека, обнаруживать признаки интеллектуальной или музыкальной одаренности, вычислять различные личностные особенности, оценивать профессиональные качества человека.
Американским ученым впервые удалось заменить часть головного мозга – гиппокам – микросхемой. При всей сложности морально-этической стороны проблемы – это несомненно большой шаг в направлении помощи больным, память которых пострадала при инсульте или болезни Альцгеймера.
Об этом и многом другом читайте на страницах апрельского номера журнала «Ломоносов».

SPIN