Быть ли России электронной?

 


В апреле 2011 года в России был принят в очередной редакции Федеральный закон 63-ФЗ «Об электронной подписи», который можно рассматривать как один из шагов по дороге «электронизации» России. Закон регламентирует варианты получения электронной подписи для физических и юридических лиц, во многих случаях упрощая этот процесс, что дает возможность дальнейшего развития электронного документооборота в России, сформировать положительную динамику в сегменте электронной экономики. Так, например, в сегменте электронных торгов в сфере госзакупок, по мнению экспертов, Россия занимает лидирующие позиции в мире. За пять лет экономия средств от проведения электронных торгов в области госзаказа составила около 1 трлн. рублей.

В последние два года наблюдается всплеск интереса к системе коммерческих электронных торгов (B2B). Эксперты отмечают рост числа коммерческих торговых площадок стройматериалов, сырья, оборудования, транспорта, услуг, товаров народного потребления.

К большому сожалению, программа построения электронного правительства в России, начинавшаяся в 2002 году, призванная обеспечить «кардинальное ускорение процессов информационного обмена в экономике и обществе в целом, в том числе между гражданами и органами государственной власти, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления» не была реализована.

На фоне несостоявшейся российской программы особенно убедительными выглядят успехи в создании электронного правительства, например, в Сингапуре и Эстонии: по данным Всемирного экономического форума Эстония по конкурентоспособности в сфере IT-технологий находится на 25 месте среди 133 государств. Но по доступности электронных услуг - на первом.

Всего в эстонской базе данных электронных публичных услуг более 500 наименований. Среди них: электронное голосование (участие в выборах), электронный парламент, Интернет-банкинг, заполнение налоговых деклараций, регистрация коммерческих предприятий, электронная школа, электронный суд, электронный нотариус, электронная медицина, покупка билетов на общественный транспорт…

Развитие «электронной Эстонии» начиналось с программ обучения населения работе в Сети, распространения сети Интернет по всей территории страны. Сегодня на территории маленькой Эстонии 1200 точек беспроводного доступа. На следующем этапе началось внедрение нового государственного документа, удостоверяющего личность – идентификационной карты с электронным чипом.

И, наконец, существенная часть программы электронизации Эстонии, - создание в 2001 году среды для различных государственных информационных систем («Среда обмена данными между различными инфосистемами X-Road»). В быту эта среда получила название «Перекресток».

Опыт Эстонии в создании электронного правительства вообще и в программного обеспечения X-Road интересен правительствам многих стран. Многие государства уже им воспользовались или планируют его использовать. Есть такие планы и в России.