Всероссийский форум "Образовательная среда-2009" о роли математики и естественных наук в образовании.

 


В Москве в период с 29 сентября по 2 октября 2009 года проводится Всероссийский форум "Образовательная среда-2009", организованный Министерством образования и науки Российской Федерации и Федеральным агентство по образованию Российской Федерации.

Как сообщили Regions.Ru в пресс-службе верхней палаты российского парламента, в рамках форума под руководством заместителя председателя Совета Федерации, президента Национального Общественного Комитета "Российская семья" Михаила Николаева 30 сентября 2009 года прошел круглый стол на тему: "Роль культурно-духовных традиций в формировании образовательной среды: тенденции и перспективы".

В своем докладе вице-спикер рассмотрел основные проблемы современного образовательного процесса и детально проанализировал ситуацию с преподаванием математики и естественных дисциплин в средних общеобразовательных заведениях. Как отметил в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации президент России Д. Медведев, "система образования в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа. Передает новым поколениям ценности нации".

Традиционно образование в российском обществе являлось абсолютной ценностью. Необходимо сохранить и развить эту традицию. Без нее страна не сможет обеспечить высокое качество жизни и формирование благоприятной среды для своих граждан.

Сердцевину начального и среднего образования, безусловно, составляет математика и естественные науки. Сформированная в начале ХХ века в России система школьного математического образования была лучшей в мире и заложила основы международной классической системы преподавания математики. Ее принципы и традиции сохранялись и в советской школе. В 60-е годы были созданы новые формы работы со школьниками. Важнейшая среди них - работа с одаренными детьми, которые выявлялись в процессе всесоюзных олимпиад и обучались в специализированных физико-математических школах.

В 90-е годы в ходе реформы образования был сделан упор на гуманизацию образования. Значительно увеличился объемом изучаемых гуманитарных предметов и соответственно сократился объем времени для естественных предметов и математики. По сравнению с учебными планами конца тридцатых и начала пятидесятых годов прошлого века это количество существенно уменьшилось.

Между тем, современное общество просто не может существовать без высокой математической культуры. Все развитые страны, стремящиеся сохранить лидерство, стремятся к распространению математических знаний и формированию массового интереса к естественным наукам – физики, химии, биологии. Только на основе открытий в этих отраслях знаний возможен качественный технологический прорыв.

Сегодня российским общеобразовательным школам нужны новые учебники и методики преподавания математики, которые будут формировать математическое мышление с учетом реалий ХХI – го века – всесторонней информатизации нашей жизни. Необходимо провести широкую дискуссию среди преподавателей математики, посвященную методике преподавания данной дисциплины в школе, а затем объявить конкурс на лучший учебник для начальной и средней школы.

Надо дать мощный импульс развитию физико-математических школ и специализированных классов. Они должны научить учащихся уже в школе создавать на основе полученных знаний новые машины, материалы и инструменты, программное обеспечение. Их задача - не только давать теоретические математические и естественнонаучные знания, но и прививать вкус и навыки их творческого практического использования.

Для этого нужны новые учебные программы, принципиально иное техническое оснащение, новая организация учебного процесса. Создание принципиально иной системы преподавания математики и естественных дисциплин следует начать в рамках нового образовательного проекта создания сети президентских школ России. Его суть – появление в субъектах Российской Федерации школ XXI-го века, призванных стать своеобразными локомотивами для развития общеобразовательных учреждений страны. В этих школах должны быть сосредоточены одаренные дети, талантливые педагогики, лучшие методики обучения и самое лучшее техническое оснащение.

В целом же для совершенствования физико-математической подготовленности учащихся средних школ на системной основе необходимы три слагаемых. Во-первых, решение и воля государственных органов власти. Во-вторых, активность институтов гражданского общества – сообщества математиков и педагогов. В- третьих, массовое осознание значимости математики в жизни человека, общества и государства.

Выступившие участники круглого стола поддержали идеи, выдвинутые М. Николаевым. Они приняли решение направить на сайт президента России Д. Медведева подготовленные на их основе предложения для реализации положений, сформулированные в статье "Россия, вперед!".

Источник: Regions.ru