Лидеры G8 приняли декларацию об образовании.

 


Вчера лидеры стран "большой восьмерки" приняли резолюцию "Образование
для инновационных обществ в XXI веке". Если в вопросе о вступлении в
ВТО Россию ожидало разочарование (переговоры закончились ничем), то
документ по образованию и науке был принят практически в том же виде,
в котором его подготовила российская сторона.

Общий смысл документа такой: развитые страны обязуются сотрудничать в
сфере обеспечения "высококачественного базового образования,
грамотности и гендерного равенства в соответствии с целями развития
тысячелетия, связанными с образованием и задачами программы
"Образование для всех". Кроме того, страны будут создавать
"современные эффективные системы образования", поощрять инвестиции,
стимулировать инновации, расширять сеть научных исследований, внедрять
высокие стандарты, расширять обмены в научно-технической и других
областях, повышать привлекательность карьеры преподавателя,
совершенствовать их квалификацию и так далее.

Российский замминистра образования Владимир Фридлянов сообщил
"Газете", что в декларации есть революционные положения - например
призыв лидеров G8 к большей прозрачности и к взаимному признанию
национальных квалификаций в профессиональном образовании или возможные
пути решения проблемы мигрантов: "В документе так много революционных
рекомендаций, что Госдуме и правительству уже в ближайшее время
придется пересмотреть некоторые подзаконные акты и даже внести в
бюджет новую строку расходов".

Другой признак революционности, по мнению Владимира Фридлянова, -
появление пунктов, ранее считавшихся незначительными для столь
высокого уровня: система школьных оценок, участие НКО, детские сады.
"Сегодня диплом инженера в Малайзии совсем не то, что в России или во
Франции. Но мы призываем глав "большой восьмерки" вовсе не к
стандартизации дипломов, а к их обнародованию", - заявил "Газете"
замначальника отдела многостороннего сотрудничества Минобрнауки Роман
Александров. По его словам, теперь работодатели будут знать, на что
способен специалист из той или иной страны.

Другая изюминка декларации - социально-экономическая интеграция
мигрантов. Правда, она прописана всего в нескольких предложениях.
"Речь идет не только о дополнительном образовании или об адаптировании
дипломов приезжих из других стран. Решение этой проблемы - это в
каком-то смысле вопрос толерантности к людям другой национальности", -
заявил на пресс-конференции министр образования и науки России Андрей
Фурсенко, отвечая на вопрос "Газеты". Он добавил, что увеличение квоты
для мигрантов не повлечет уменьшения бюджетных мест для российских
студентов, зато повлияет на увеличение госфинансирования. А Владимир
Фридлянов уточнил "Газете", что большинство иностранных студентов
будет обучаться в российских вузах и техникумов за счет принимающей
стороны.

Еще один момент, на который обращают внимание в Минобрнауки, -
обучение в течение всей жизни. "Мы утверждаем, что человек должен
постоянно проходить дополнительные профессиональные курсы, приобретать
более современные знания, навыки и компетенции",- заявил Роман
Александров. Он считает, что система "детсад - школа - техникум или
институт" давно требует дополнительных механизмов повышения уровня
образования в течение жизни, например специальных курсов, программ,
семинаров.

Что касается следующего пункта декларации - о международном
академическом обмене, то, по словам Андрея Фурсенко, первый шаг для
этого был сделан уже на саммите: "Владимир Путин и премьер-министр
Японии приняли решение об облегчении визового режима для российских
студентов". Взятые обязательства главы государств пообещали исполнить
до 2015 года.

Oбзор подготовлен ГНИИ ИТТ "Информика"