Учащиеся из России, Украины, Казахстана, Беларуси и Грузии стали лауреатами Всемирного смотра научно-технического творчества школьников Intel ISEF-2006

 


Учащиеся из стран СНГ в очередной раз продемонстрировали высокий уровень подготовки на Всемирном смотре научно-технического творчества школьников Intel ISEF-2006, который завершился 12 мая в американском городе Индианаполис (штат Индиана). Почетных наград крупнейшего, единственного в своем роде международного конкурса столь высокого ранга для юных ученых в возрасте от 13 до 18 лет удостоились пятеро учащихся из России, четверо из Украины, трое из Казахстана, двое из Беларуси и столько же из Грузии. Всемирные смотры научно-технического творчества школьников проводятся ежегодно, охватывают все естественные науки и помогают выявить талантливых ученых еще во время обучения в школах и колледжах, поддержать их научные изыскания.
По традиции, наибольших успехов участники Intel ISEF из стран СНГ добились в конкурсах по математике, информатике и химии: в этих номинациях юные ученые из России, Казахстана, Украины и Грузии получили в общей сложности 11 наград. В этом году лауреатами Всемирного смотра научно-технического творчества школьников стали:

Россия
• Андрей Цедилин (16 лет), учащийся Московского химического лицея № 1303, получил основную премию (Grand Award) за четвертое место в номинации «Химия», представив свою работу «Влияние ацильных заместителей на стереоизбирательность при гликозелировании». Андрей завоевал также первую премию Научно-технической ассоциации Китая и был награжден поездкой в Китай для посещения научно-технологического конкурса-выставки CASTIC.
• Максим Уланов (16 лет), учащийся Специализированного учебно-научного центра МГУ, удостоился основной премии (Grand Award) за четвертое место в номинации «Математика», представив свою работу «Покрытия клетчатой полоски».
• Василий Дьяченко (17 лет), учащийся Центра математического образования (Санкт-Петербург), за работу «Отладчик с возможностью восстановления предыдущего состояния отлаживаемой программы» получил основную премию (Grand Award) за четвертое место в номинации «Информатика».
• Глеб Погудин (15 лет), ученик Новосибирской гимназии №6, удостоился третьей премии в номинации «Математика» от Американского математического общества за работу «Критерий реализуемости кубических графов с вращениями».
• Денис Мандров (16 лет), ученик Омской школы №117, получил премию за третье место от международного общества IEEE Computer Society в номинации «Информатика», а также был награжден Американским обществом по патентам и торговым маркам (1-е место) за работу «Операционная система MD-OS».

Украина
• Даниил Моносов (17 лет), ученик Химико-экологического лицея (Днепропетровск), получил основную премию (Grand Award) за четвертое место в номинации «Химия», представив свою работу «Электрохимическое образование гидроксида никеля в качестве активной массы щелочных батарей».
• Максим Дмитриенко (17 лет), Евгений Зайцев (16 лет) и Роман Левин (15 лет), учащиеся Запорожской городской гимназии №28, удостоились премии от Международного научно-исследовательского общества Sigma Xi в номинации «Науки об окружающей среде» за свой командный проект «Экологически чистый источник ветровой энергии с повышением эффективности на 50%».

Казахстан
• Артем Карельский (17 лет) и Дмитрий Пургин (16 лет), учащиеся Технического лицея №165 (Алматы), получили основную премию (Grand Award) за четвертое место в номинации «Информатика», представив командный проект «Интеллектуальная информационно-аналитическая система прогнозирования «УНИКУМ».
• Бахитжан Байжанов (17 лет), ученик Актобской казахско-турецкой средней школы (Актобе), удостоился почетной награды Американского математического общества в номинации «Математика» за работу «Критерии реализации букетов на плоскости и торе».

Беларусь
• Алина Балюта (16 лет) и Любовь Макута (17 лет), ученицы Гимназия № 1 имени Ф. Скорина (Минск), получили премию за третье место от Общества токсикологии окружающей среды и химии в номинации «Науки об окружающей среде» за работу «Взаимодействие грибков для восстановления почвы, загрязненной нефтью».

Грузия
• Ираклий Баядзе (16 лет) и Ладо Месхишвили (15 лет), ученики Грузинско-американской средней школы (Тбилиси), удостоились основной премии (Grand Award) за четвертое место в номинации «Информатика», представив свою работу «Невозможность построения треугольника по трем биссектрисам».

Учащиеся из стран СНГ благодаря поддержке корпорации Intel принимают участие в Intel ISEF с 1998 года и всякий раз возвращаются домой с почетными наградами Всемирного смотра – счет полученных ими наград давно уже идет на десятки.
В этом году Всемирный смотр научно-технического творчества школьников проводился в 57-й раз. Несколько миллионов учащихся приняли участие в 558 региональных конкурсах, проведенных за последний академический год. Их победители получили возможность представить свои проекты в финале Intel ISEF-2006 в Индианаполисе, собравшем рекордное количество участников за все время проведения Всемирного смотра – 1482 учащихся из 47 стран мира. Участники конкурсов представляют проекты в одной из 14 научных дисциплин: социология, биохимия, ботаника, химия, информатика, наука о Земле, инженерное дело, науки об окружающей среде, математика, медицина и здравоохранение, микробиология, физика, космические науки и зоология. Работы конкурсантов оценивались жюри из тысячи с лишним судей. Каждый из них обладает, как минимум, степенью кандидата наук и имеет многолетний стаж работы в соответствующих областях науки и техники. Общий премиальный фонд Всемирного смотра этого года составил сумму более 4 млн долларов.

Главными победителями Intel ISEF-2006 стали:

• Мадхави Гавини из Старквилла, штат Миссисипи (16 лет) – она открыла новый метод уничтожения широко распространенных смертельных бактерий pseudomonas aeruginosa (синегнойная палочка), вызывающих вторичное инфицирование, часто со смертельным исходом, у людей с ослабленной иммунной системой, в том числе больных раком, СПИДом или получивших тяжелые ожоги;
• Мередит МакГрегор из Боулдера, штат Колорадо (17 лет), которая посвятила свое исследование так называемому «Эффекту бразильского ореха»: при встряхивании емкости с гранулированными материалами самые крупные частицы, например орехи в пакете с мюсли, оказываются наверху. Один из наиболее значимых результатов понимания данного феномена – обеспечение равномерного распределения частиц различной плотности при создании составных лекарственных препаратов. Кроме того, упомянутый эффект имеет отношение к таким природным явлениям, как горные обвалы.
• Хана Вулф из Аллентауна, штат Пенсильвания (16 лет), которая изучала горные породы, образовавшиеся в результате древних землетрясений, имевших место на территории современного национального парка Grand Staircase-Escalante National Monument. Работа была направлена на обнаружение эпицентра землетрясения и оценку его последствий. Школьница составила карту этого района, произвела фотосъемку и измерения геологических пород, а затем проанализировала характеристики пластов для определения интенсивности землетрясения, его направления и занимаемой площади. Получение информации о наиболее опасных участках землетрясений может помочь ученым в составлении более точных оценок и прогнозов сейсмической опасности.
Каждая из этих трех школьниц получила персональную стипендию «Молодой ученый» от Intel (Intel Foundation Young Scientist Scholarship) в размере 50 тысяч долларов, таким образом девушки смогут продолжить свои научные исследования в соответствующих областях науки.
«Это была большая честь для нас встретиться с этими выдающимися молодыми людьми и по достоинству оценить их природное любопытство, энтузиазм и преданность делу, – отметил Крейг Барретт (Craig Barrett), председатель совета директоров корпорации Intel. – Мы абсолютно уверены, что это поколение молодых ученых и изобретателей обязательно найдет решение глобальных проблем и изменит мир к лучшему».
В этом году в рамках Intel ISEF стипендии и призы достались 585 ученикам. Победители в каждой категории получили стипендию в размере 5 тысяч долларов и высокопроизводительный компьютер от корпорации Intel. Кроме того, школы, в которых обучались победители, и руководители региональных конкурсов, участники которых завоевали первые места в рамках Intel ISEF, получат по 1 тысяче долларов на развитие преподавания естественно-научных и математических дисциплин и поощрение привлечения школьников в научные исследования.

Всемирные смотры научно-технического творчества школьников проводятся с 1950 года под эгидой некоммерческой организации Science Service, целью которой является содействие развитию науки в различных странах мира. Их генеральными спонсорами уже в 10-й раз c 1997 года выступают Intel и благотворительный фонд Intel Foundation. C помощью таких образовательных программ, как Intel ISEF, корпорация Intel стремится повысить заинтересованность и образованность детей во всем мире в различных областях науки, математики и инженерного дела.

Дополнительная информация о Science Service и Intel ISEF представлена на Web-сайте www.sciserv.org.

Поддержка образовательных и научных инициатив - неотъемлемая часть глобальной стратегии корпорации Intel, направленной на дальнейшее совершенствование образовательных систем во всем мире. Эта деятельность осуществляется в рамках программы Intel® «Инновации в образовании». В 1997 году программа была распространена на Россию и ряд других стран СНГ, с тех пор Intel истратила на эти цели около 10 млн долларов. Так, в 2002 году при поддержке Министерства образования РФ в России была введена в действие всемирная благотворительная программа Intel® «Обучение для будущего», в рамках которой более 250 тысяч школьных преподавателей и студентов педагогических вузов уже прошли подготовку по использованию информационных технологий в учебном процессе. С 2004 года эта программа действует и в Украине, где к настоящему времени соответствующую подготовку прошли более 35 тысяч учителей. А в августе прошлого года Intel распространила на Россию еще одну корпоративную инициативу под названием «Учимся с Intel». Программа нацелена на развитие навыков, необходимых школьникам во взрослой жизни (работа в команде, удалённая работа, совместная деятельность с использованием компьютеров и Интернета), и уже реализована в Новосибирской области в рамках пилотного проекта - всего было организовано 30 обучающих центров, в которых прошли обучение более 1450 детей.
Во время своего последнего визита в Москву в марте этого года К. Барретт объявил, что корпорация Intel намерена и в дальнейшем наращивать усилия в рамках образовательной программы Intel «Обучение для будущего», предполагающей обучение навыкам использования компьютерных технологий в образовательном процессе дополнительно 1 млн учителей в России в течение ближайших пяти лет. Барретт также объявил, что корпорация Intel планирует развернуть программу Intel «Обучение для будущего» в Азербайджане, который станет третьей страной региона стран СНГ, участвующей в этой программе.

Информацию об образовательных программах корпорации Intel можно найти по адресу www.intel.com/education, а также на русскоязычном сайте www.intel.ru/education.