IBM помогла администрации Стокгольма за один месяц сократить интенсивность дорожного движения в центральной части города на 25%

 


В январе этого года администрация Стокгольма приступила к реализации пилотного проекта по использованию системы взимания дорожных сборов Stockholm Congestion Charging Scheme. За один месяц интенсивность дорожного движения в центре города сократилась на 25%, ежедневное количество пассажиров общественного транспорта возросло на 40 тысяч человек и значительно сократилось число пробок на дорогах в часы пик.*
Корпорация IBM, как генеральный подрядчик, ответственный за проектирование, разработку и эксплуатацию решения, тесно сотрудничала с Государственной дорожной службой Швеции и администрацией Стокгольма в ходе запуска пробного проекта по использованию системы взимания платы за въезд в центральную часть города, охватывающей территорию в 24 кв. км в центре Стокгольма.
Совместная работа консультантов, исследователей и технических специалистов IBM в рамках этого проекта обеспечила успешное внедрение безупречно работающей и эффективной системы.
«Во всем мире растет заинтересованность в решении экономических и экологических проблем через управление дорожным движением, и система, разработанная для тестирования в Стокгольме, является новым эталоном в плане масштаба задачи, объема и сложности проекта, — говорит Джон Доусон (John Dowson), руководитель отдела IBM Global Road User Charging. — Это лишь один пример новых услуг, предлагаемых корпорацией IBM; мы продолжаем поиск новых решений, обеспечивающих реальные коммерческие преимущества нашим клиентам, и разработку инновационных технологий для решения социальных проблем».
Этот проект является крупнейшим внедрением системы высокочастотных меток и маяков в европейских городах. Предлагаемые технологии позволяют администрации города изменять размер платы в зависимости от времени суток, а водителям — оплачивать счета по безналичному расчету, и, кроме того, эти технологии повышают эффективность всех операций.
Главные результаты первого месяца использования системы:
• На 100 тысяч (на 25%) сократилось количество машин, пересекающих границу центра города в течение одного дня
• На 40 тысяч увеличилось ежедневное количество пассажиров поездов и транзитных пассажиров
• Значительно сократились пробки в часы пик
• Отсутствуют серьезные проблемы изменения маршрутов движения транспорта
• Возникла необходимость изменения расписания работы городских автобусных, поскольку повысилась средняя скорость движения машин по маршрутам
• Штрафы за неправильную парковку сократились на 29%
• Система автоматического взимания сборов начала эффективно работать сразу после установки – с первого дня
• Ежедневно регистрируются около 350 тысяч проезжающих машин
• Система работает в полнофункциональном режиме в течение всего времени взимания сборов — с 6.30 до 18.30 с понедельника по пятницу.
Мэр Стокгольма Анника Биллстром (Annika Billstrom) утверждает: «Для меня важно, чтобы Стокгольм становился одним из самых привлекательных мест Европы. Для этого необходимо не только поддерживать экономический рост, но и заботиться об экологии. Для многих городов характерны серьезные экологические проблемы. В настоящее время мы реализуем этот пилотный проект по использованию превосходной современной системы, а другие европейские страны и весь мир могут изучать наш опыт».
Внедряя систему дорожных сборов, администрация города преследовала три главных цели: сократить интенсивность движения в центральной части города в часы пик на 10-15%, повысить уровень доступности общественного транспорта и улучшить экологическую обстановку. Дорожный сбор — это государственный налог, возвращаемый администрации Стокгольма для инвестиций в инфраструктуру общественного транспорта.
Используемая в Стокгольме система включает 18 безбарьерных контрольных точек, оборудованных придорожными маяками и камерами для идентификации транспортных средств, вокруг всей зоны взимания сборов. Со всех транспортных средств, въезжающих в эту зону или покидающих ее и обязанных уплачивать дорожный сбор, взимается плата, размер которой зависит от времени суток, самая высокая плата — в часы пик, а общая плата за день для каждого транспортного средства не превышает установленного максимума.
Платежи осуществляются по нескольким каналам, в том числе путем прямого снятия со счета денежных средств, инициируемого через распознавание электронного маяка, предоставляемого водителям. Камеры и технологии распознавания номерных знаков обнаруживают автомобили без меток, а также используются для проверки операций считывания меток и предоставления доказательств с целью применения санкций к неплательщикам. Водители транспортных средств, не оборудованных радиометками, могут вносить плату в банках через систему Giro или через Интернет, а также в ряде магазинов.
Использование встраиваемых в транспортные средства радиометок обеспечивает более надежный сбор информации и большую экономичность внутренних операций, по сравнению с системами дорожных сборов, не использующих подобные устройства. Кроме того, такая методика значительно упрощает операции с меняющимися суммами сборов и процедуры автоматического снятия денежных средств после проезда автомобиля.
Этот проект разрабатывался в течение нескольких лет. 2 июня 2003 года муниципальный совет одобрил реализацию пробного проекта по использованию системы дорожных сборов. Затем, 16 июня 2004 года, проект был утвержден Государственным парламентом Швеции, а 9 июля 2004 года был заключен контракт с IBM на проектирование, разработку, внедрение и эксплуатацию этой системы.
Готовясь к реализации проекта, правительство Швеции и администрация Стокгольма вложили значительные средства в инфраструктуру общественного транспорта, в том числе были открыты 12 новых линий автобусов-экспрессов, 18 автобусных линий с расширенной зоной обслуживания и 1800 новых стоянок Park and Ride (для парковки автомобилей и пересадки на общественный транспорт) за пределами центральной части города.
Кроме Государственной дорожной службы Швеции и корпорации IBM в разработке и поддержке системы принимают участие компании Q Free (поставщик дорожного оборудования и меток), Manpower (персонал центра обработки вызовов), Sweden Post (тиражирование и распространение меток), Reitan (платежи в торговых точках) и Nordea (услуги по осуществлению платежей).
В рамках этого пилотного проекта будет проводиться детальная оценка влияния новой системы на городское хозяйство: будет сравниваться ситуация до и после внедрения системы в таких ключевых областях, как движение на дорогах, общественный транспорт, местный бизнес и экология.
Для получения дополнительной информации о пилотном проекте по использованию в Стокгольме системы взимания дорожных налогов посетите англоязычный Web-сайт администрации города по адресу www.Stockholmsforsoket.se. Пилотный проект будет продолжаться в течение 7 месяцев до 31 июля, а 17 сентября на референдуме будет принято решение — оставить эту систему или отказаться от нее.