Компания Cisco Systems стала мировым лидером на рынке офисных телефонных систем

 


На рынке связи заканчивается целая эпоха - мы стоим на пороге новой эры развития телекоммуникаций. Благодаря настойчивым усилиям Cisco Systems, корпоративная IP-телефония становится стандартом де-факто в области офисной голосовой связи, полностью замещая традиционные системы с коммутацией каналов, которые широко использовались на протяжении полувека. Совмещая передачу голоса с интернет-технологиями, учрежденческие АТС нового типа (IP PBX) резко сокращают эксплуатационные расходы и предоставляют владельцам множество новых функций.
По данным последнего отчета аналитической компании Synergy Research Group (специализируется на исследованиях сетевого и телекоммуникационного рынка), офисная телефонная система Cisco Systems стала самой популярной в мире. В прошлом году Cisco заняла первое место по размеру рыночной доли среди поставщиков офисных телефонных систем любого типа. Доля Cisco на этом рынке составила 17,9%.
Сегодня Cisco имеет более 30 тысяч заказчиков и недавно продала свой семимиллионный IP-телефон. Напомним, что этот тип оборудования появился на рынке всего шесть лет назад. "Рынок явно меняется, - утверждает Дон Проктор (Don Proctor), старший вице-президент отдела голосовой телефонии компании Cisco Systems. - Голосовая телефония уже не может существовать в изоляции от других типов связи. Начинается эпоха интегрированных коммуникаций".
Компания Cisco Systems вышла на рынок голосовой телефонной связи в 1998 году, когда передача телефонных переговоров по IP-сетям считалась экзотикой, забавой технических энтузиастов. Но со временем люди стали все лучше осознавать, насколько выгодно использовать технологию "голос поверх IP" (VoIP) для междугородной и международной связи. Как только пользователь получил возможность, минуя сеть телефонного оператора, передавать трафик через Интернет, тарифы упали с нескольких долларов до считанных центов за минуту. Уже несколько лет назад такой получасовой разговор между абонентами в США и Москве стал обходиться всего в 1 доллар 80 центов.
Поначалу этот тип связи был некачественным и ненадежным. Естественно, такая связь не устраивала серьезных корпоративных заказчиков. Cisco быстро сориентировалась в этой ситуации и поняла, что ей нужно применить весь свой сетевой опыт для максимального повышения качества и надежности VoIP. Добившись этого ранее в сетях передачи данных, она решила повторить свой успех в сетях голосовой связи. В результате ей удалось значительно повысить экономичность, эффективность и производительность голосовых сетей, а также внедрить в этих сетях множество новых функций.
Сегодня IP-телефония стала доминировать на рынке. Компании и организации покупают почти исключительно IP-системы. Вот что говорит по этому поводу президент Synergy Research Джереми Дьюк (Jeremy Duke): "Если сегодня компании нужно модернизировать свою телефонную систему, она почти всегда приобретает систему IP и отказывается от традиционных АТС. Даже те компании, которые отличаются наибольшей технологической консервативностью, приобретают системы, поддерживающие переход к IP-коммуникациям".
Рынок корпоративных систем IP-телефонии развивается (и, по прогнозам, продолжит развиваться) очень быстро. За прошлый год доход Cisco от продажи решений для IP-коммуникаций вырос более чем на 45 процентов. Джереми Дьюк считает, что объем этого рынка на протяжении ближайших лет будет возрастать по меньшей мере на 20-30 процентов в год. "Почти все технические директора говорят, что следующая АТС в их компаниях будет основана на IP-технологиях, - отмечает он. - Полный переход к IP-коммуникациям - лишь вопрос времени". Cisco является единственным вендором, который устанавливает системы IP PBX, поддерживающие более 5000 пользователей. Ряд крупнейших корпораций, включая IBM, Ford, Boeing и Bank of America, установили у себя более чем по сто тысяч IP-телефонов Cisco.
Дон Проктор отмечает, что столь крупные инсталляции IP-телефонов были бы невозможны, если б заказчики сохранили у себя традиционные системы с коммутацией каналов: в таком случае каждому отделению компании потребовалось бы собственное оборудование для управления местными телефонами, и создать по-настоящему единую корпоративную телефонную систему было бы попросту невозможно. "В мире IP таких проблем не существует, - говорит Дон Проктор. - Программное обеспечение, установленное на центральном сервере, может управлять всеми IP-телефонами, подключенными к корпоративной сети".
Джереми Дьюк считает, что выход Cisco на этот рынок и последовавший за этим бурный рост популярности систем IP PBX заставили производителей традиционных систем с коммутацией каналов пересмотреть свою стратегию. "Компания Cisco привлекла внимание поставщиков традиционных УАТС, - говорит он. - Бесспорный успех Cisco на этом рынке заставил их серьезно взглянуть на IP-телефонию".
По мнению Дона Проктора, Cisco намного обошла других поставщиков IP-решений для голосовой связи, поскольку предложила гораздо более полный портфель продуктов, которые хорошо интегрировались с другими сетевыми продуктами Cisco - коммутаторами и маршрутизаторами. Это, в свою очередь, позволяло сразу же включить решения Cisco для IP-телефонии в общую сетевую систему со всеми дополнительными функциями безопасности, управления полосой пропускания и системного мониторинга. "Речь идет не о том, чтобы разработать хороший телефонный аппарат. Рынку нужна интегрированная система для передачи голоса, данных и видео, которая экономит деньги заказчика и повышает эффективность работы", - говорит г-н Проктор.
Революция в области офисной IP-телефонии охватила все компании и организации - от банков и страховых компаний до учебных заведений, розничных магазинов и больниц. Джереми Дьюк говорит, что до недавнего времени этому противились лишь самые маленькие компании, где работало менее 50 сотрудников. Эти компании очень чувствительны к расходам и любым изменениям привычных процедур, поэтому они дольше других не желали менять существующие системы голосовой связи.
Однако новое интегрированное телекоммуникационное решение Cisco Linksys One должно сделать IP-телефонию гораздо более привлекательной и для малого бизнеса. Linksys One включает поддержку со стороны телекоммуникационных компаний, оборудование для IP-коммуникаций от Cisco и Linksys и инструментальные средства, автоматизирующие процессы установки и эксплуатации интегрированной сети Cisco для голоса и данных. Таким образом, если учесть недавно разработанный пакет услуг Cisco Call Manager Express VoIP для компаний, имеющих менее двухсот сотрудников, то сегодня Cisco имеет предложения VoIP для организаций любого типа.
Быстрому распространению оборудования IP PBX в немалой степени способствуют общие преимущества IP-технологий. Вначале компании устанавливали IP-телефоны для экономии расходов на междугороднюю и международную связь, что было особенно привлекательно для компаний с широко распределенной филиальной сетью. Вслед за этим они увидели, что системы IP PBX снимают все проблемы, связанные с технической поддержкой нестандартных телефонных систем, жестко привязанных к одному производителю. Обычно такие системы обслуживались по контрактам с ежемесячной оплатой. Решения Cisco для IP-коммуникаций ликвидируют эту статью расходов, поскольку телефоны начинают работать на базе открытой технологии, основанной на общепринятых стандартах, которые широко используются в компьютерных сетях. IP PBX позволяет легко и просто переносить телефонный номер из одного места в другое (как это делается с любым адресом персонального компьютера). Сеть сама следит за своими телефонами, и вам не придется платить за сервисное обслуживание и ждать несколько дней или недель, пока поставщик не произведет в вашей системе необходимые переключения.
Управлять IP PBX легко и просто, потому что управление осуществляется через единую централизованную программную систему. При этом в удаленных офисах не нужно устанавливать дорогостоящее оборудование. IP-телефон и подключение к корпоративной сети - вот все, что необходимо для расширения телефонной системы. "Голосовая связь - отличный пример того, как технология IP "виртуализирует" коммуникационные и информационные услуги, - считает Дон Проктор. - С помощью IP-сети и программного обеспечения организация может предоставить услуги телефонной связи своим сотрудникам, где бы они ни находились: дома, на работе или в дороге".
По мнению Дона Проктора, эти функции позволяют организациям создавать виртуальные call-центры, в которых географически распределенные специалисты работают так, будто они находятся в одном и том же здании. Такие системы повышают производительность труда, увеличивают доходы и сокращают расходы заказчика. К примеру, производственная компания W.W.Grainger заявляет, что эффективная работа call-центра, основанного на технологии Cisco IP Communications, позволяет ей экономить более 50 млн долларов в год.
Передача голоса и данных по единой сети открывает дорогу множеству мультимедийных приложений. IP-телефоны Cisco, к примеру, могут выводить на экран подробную информацию из телефонной книги с фотографиями и контактными данными. Кроме того, эти телефоны могут поддерживать функцию "унифицированных сообщений". Это значит, что абонент может прослушивать по телефону сообщения электронной почты или читать голосовую почту на экране компьютера.
Доступ к базам данных с помощью технологии XML позволяет множеству независимых разработчиков программного обеспечения из "экосистемы Cisco" создавать новаторские мультимедийные приложения, настроенные на конкретные потребности определенных компаний и бизнес-процессов. Примерами таких приложений являются автоматическая система аварийных предупреждений, передающая сообщения на определенные IP-телефоны, и приложение, позволяющее любому сотруднику работать с любого IP-телефона, установленного в компании.
В настоящее время для IP-телефонии разработано более двух сотен приложений, использующих возможности конвергенции голоса и данных. Фактически IP-телефон представляет собой мини-компьютер, оптимизированный для поддержки речевой связи. "Единственное, что позволяет назвать такое устройство телефоном, это его внешний вид, - утверждает Джереми Дьюк. - Поскольку системы Cisco IP Communications основаны на открытых стандартах, приложения для них может писать любой независимый разработчик программного обеспечения. В результате мы получаем широчайшую функциональность, которая была абсолютно недоступна для традиционных телефонных систем".
Успех решений Cisco для IP-коммуникаций превзошел ожидания даже самых оптимистичных сторонников этой компании. При этом офисные IP-коммуникации - лишь начало. Cisco уже разработала беспроводные IP-телефоны, работающие по технологии WiFi. Сейчас компания пытается сделать реальностью мечту миллионов о видеофонах. В любом случае, то, что происходит на рынке мультимедийных корпоративных приложений - лишь верхушка айсберга. IP-сети сделали возможным поддержку голоса, данных, видео и мобильных услуг на единой платформе, что позволяет во многом изменить привычные методы ведения бизнеса.
"По-видимому, Cisco вышла на рынок офисной телефонии не для того, чтобы превратиться в ведущего поставщика телефонных систем, а для того, чтобы стать первым в мире глобальным вендором интегрированных систем для бизнес-коммуникаций, - считает Дон Проктор. - Судя по достигнутым ею успехам, компания имеет все возможности для достижения поставленной цели".