Открытые уроки Intel

 


Перефразируя классика, можно сказать, что в России с компьютерами есть две проблемы: во-первых, их мало, а во-вторых, у тех, что есть, используется лишь малая толика возможностей. Между тем компьютер все уверенней становится настоящим центром современного дома и офиса. Его мультимедийные и вычислительные возможности стремительно растут, он открывает перед своими владельцами широ-чайшие возможности познания и творчества. Чтобы в полной мере вос-пользоваться ими, многим необходим компьютерный ликбез.

Один компьютер на 50 российских школьников
По данным исследования Всемирного банка, в настоящее время в 64 тысячах российских средних школ установлено 85 тысяч персональных компьютеров. Таким образом, один ПК в среднем приходится на 50 учащих-ся (во многих других странах Европы - семь школьников на компьютер). К Интернету, как явствует из публикаций таких российских газет, как «Биз-нес», подсоединено менее 20% российских школ, а программа обычной общеобразовательной школы поддерживается цифровыми ресурсами и методиками их использования не более чем на одну пятую. При этом даже в московских школах компьютеры используются, в основном, лишь на уро-ках информатики. (Для сравнения: в Эстонии цифровые ресурсы поддержи-вают 70% школьных программ, а в Голландии - до 90%). Наконец, по дан-ным из того же источника, только 55% выпускников российских школ умеют работать на ПК, а из учащихся ПТУ им пользуются не более 16%.

Налицо также заметный разрыв в уровне компьютерной оснащенно-сти школ между столицей и российской «глубинкой». По данным, получен-ным в ходе реализации программы Intel® «Обучение для будущего», в Мо-скве ПК есть в 47% школ, тогда как в других больших городах РФ этот пока-затель вдвое ниже (22%), не говоря уж о малых городах (17%) и селах (6%). Наконец, недавний опрос россиян, организованный аналитическим Центром Юрия Левады (Левада-Центр), показал, что 11% населения Российской Фе-дерации практически ничего не знает о существовании Всемирной сети Ин-тернет.

«Учитывая стремительное проникновение компьютерной техники во все области человеческой деятельности, кроме умения читать, писать и считать, современный молодой человек должен еще и уметь работать с компьютером, - говорит президент Intel в России Стив Чейз. - К сожалению, нынешний уровень использования цифровых ресурсов в российской обще-образовательной системе весьма невысок. Помимо слабой материальной базы, проблема состоит еще и в элементарном отсутствии информации о возможностях ПК с точки зрения его применения в сфере образования. Главная цель программы «Открытый урок Intel» - в доступной, наглядной форме продемонстрировать возможности персональных компьютеров школьным преподавателям и учащимся, что, как мы надеемся, будет спо-собствовать развитию личности молодых россиян, поможет им занять дос-тойное место в жизни»».

Первый «Открытый урок» Intel в Саратове
20 сентября в Саратове при поддержке Администрации города стар-товала уникальная, не имеющая аналогов просветительская программа корпорации Intel под названием «Открытый урок Intel». Два дня спустя эта программа началась в Волгограде, а 27 сентября – в Ростове-на-Дону. В октябре-ноябре аналогичные мероприятия пройдут в Воронеже, Краснода-ре и Нижнем Новгороде. В каждом из этих городов организуются отдельные занятия с учителями, учащимися и их родителями, причем каждый день – в новой школе, и так – в течение месяца с лишним. Ожидается, что в этих мероприятиях примут участие, как минимум, 40 тысяч учащихся и 2 тысячи учителей из 180 российских школ.

Данная инициатива корпорации Intel реализуется в рамках заключен-ного летом соглашения о сотрудничестве с Федеральным агентством по образованию РФ. Цель программы - повысить компьютерную культуру учи-телей, учеников и их родителей, что не только расширит кругозор подрост-ков и взрослых, но и поможет школьникам лучше учиться.

Вот как проходил самый первый «Открытый урок Intel» в саратовском лицее №62. Проводила его группа специалистов в области презентаций, которые прошли специальный тренинг под руководством сотрудников Intel, разработавших эту программу. Чтобы вместить всех желающих, «Открытый урок Intel» провели в актовом зале школы. Учащихся собралось человек двести, в первом ряду сидели представители мэрии, руководители район-ных и городских отделов образования. Обычно в таких обстоятельствах школьники ведут себя весьма шумно, но тут стояла непривычная тишина.

Начался «Открытый урок Intel» с интерактивного занятия с учащими-ся. После краткого экскурса в историю эволюции персональных компьюте-ров (в следующем году ПК исполнится 25 лет) им продемонстрировали раз-личные модели их использования, прежде всего, в области образования. В качестве примера был выбран интерактивный урок биологии – система кро-вообращения человека. По окончании урока директор лицея с увлечением рассказывала двум школьным преподавателяем, которые на нем отсутст-вовали: «Все настолько наглядно и понятно – просто восторг. Воистину – лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Добавим, что интерактив-ный урок предусматривает и разнообразные возможности проверки полу-ченных знаний: тесты, контрольные вопросы и т.п.

Во второй части урока школьникам показали и рассказали, как с по-мощью компьютера можно создавать и озвучивать собственные видео-фильмы и слайд-шоу, собирать фонотеку, монтировать собственные саун-дтреки; были продемонстрированы и многие другие возможности совре-менных компьютеров.

После урока для школьников было проведено отдельное занятие для учителей с акцентом на эффективное построение учебного процесса с при-менением компьютерных технологий. Педагогам показали, как можно соз-давать новые учебные материалы и управлять учебным процессом с по-мощью компьютера. А вечером в саратовском лицее было организовано родительское собрание, посвященное использованию персональных ком-пьютеров в образовании и повседневной жизни.

Самое деятельное участие в подготовке и практическом осуществле-нии программы «Открытый урок Intel» принимают локальные производите-ли компьютерного оборудования. В Саратове компания «Софит – Компью-терные Системы» предоставила современную компьютерную технику и обеспечила логистику предстоящих мероприятий. Выступивший перед на-чалом урока директор компании «Софит-Компьютерные Системы» Алек-сандр Волоцкий сказал, что его компания с огромным удовольствием при-нимает участие в столь благом начинании. В презентациях и демонстраци-ях используются программные решения от компаний ABBYY и «Новый Диск».

Образовательные инициативы Intel в России
Поддержка образовательных и научных инициатив - неотъемлемая часть глобальной стратегии корпорации Intel, направленной на дальнейшее совершенствование образовательных систем во всем мире. Эта деятельность осуществляется в рамках программы Intel® «Инновации в образовании», в рамках которой Intel ежегодно тратит 100 млн долларов на развитие образования в 53 странах на всех континентах. За всё время существования этой программы Intel израсходовала на нее более миллиарда долларов.

В 1997 году программа была распространена на Россию и ряд других стран СНГ (к концу 2005 года общая сумма затрат Intel на поддержку обра-зовательных инициатив в этом регионе составит 10 млн долларов).

1 сентября того же года при содействии Intel в России появилось первое школьное учреждение с полноценным интернет-классом - он был открыт в московском Лицее информационных технологий. А в последние годы, когда повсеместно стали развиваться беспроводные технологии, по инициативе и при поддержке корпорации Intel ряд школ в Санкт-Петербурге, Казани, Ал-ма-Ате, Баку, Ереване, Нахичевани, Тбилиси получили в свое распоряже-ние мобильные компьютерные классы с ноутбуками на базе революцион-ной технологии Intel® Centrino® для мобильных ПК.

Ежегодно корпорация Intel проводит Всемирный смотр научно-технического творчества школьников (International Science and Engineering Fair, ISEF) - крупнейшее, единственное в своем роде международное меро-приятие столь высокого ранга для старшеклассников, победителей которого повелось называть «Нобелевскими лауреатами среди школьников». В по-следние годы в Intel ISEF участвуют и юные ученые из России, Белоруссии, Казахстана, Украины. В этом году в отборочных конкурсах за право участия в финале Intel ISEF приняли участие 12 тысяч школьников СНГ. А в финале Intel ISEF-2005 по числу награжденных – 11 - российские школьники заняли первое место в регионе ЕМЕА (объединяет страны Европы, Ближнего Вос-тока и Африки).

Начиная с 2002 г., корпорация Intel спонсирует всероссийский конкурс «Учитель года» и за свой вклад в это мероприятие последние два года удо-стоивалась почетных дипломов Министерства образования и науки РФ.

С 2003 года в России при поддержке Министерства образования и науки РФ осуществляется всемирная благотворительная инициатива Intel «Обучение для будущего», которая предусматривает обучение школьных преподавателей инновационным методам использования компьютерных технологий в учебном процессе. К настоящему времени соответствующий тренинг прошли 180 тысяч российских учителей и студентов педагогических вузов, до конца года их число возрастет до 200 тысяч. В отдельных регио-нах РФ: в Новосибирской области, городах Тольятти и Барнауле, – этой программой уже охвачены практически все школьные преподаватели. С прошлого года программа Intel «Обучение для будущего» действует и в Ук-раине. Там ее участниками стали более 18 тысяч учителей.

Этой осенью Intel организует уже третий по счету мастер-класс, в котором примут участие 50 школьных преподавателей и специалистов в об-ласти образования из многих регионов России.

В августе корпорация распространила на Россию еще одну образовательную программу под названием «Учимся с Intel». Эта инициатива, на-целенная на развитие навыков, необходимых школьникам во взрослой жизни (работа в команде, удалённая работа, совместная деятельность с ис-пользованием компьютеров и Интернета), реализуется в Новосибирской области совместно с Управлением образования областной администрации. Уже обучено 60 учителей, к декабрю 2005 г. будут обучены 1800 школьни-ков из 30 районов области. В 2006 году программа может быть распространена на другие регионы РФ.

Корпорация Intel активно взаимодействует и с ведущими вузами Мо-сквы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Новосибирска. Около 30 вузовских лабораторий оснащены самым современным оборудованием, на-чата работа по созданию хот-спотов во всех 18 университетах Азербайджа-на. При поддержке Intel разрабатываются современные учебные курсы для технических вузов по ключевым дисциплинам и ведутся исследовательские проекты в МФТИ, ННГУ, МГУ и СПбГУ, проведен семинар по беспроводным технологиям в ННГУ с участием 45 ведущих исследователей и преподава-телей из России и Украины. Intel спонсирует такие студенческие конкурсы, как «Виртуоз», «БИТ-2004», «Intel Cup» и интернатуру в Нижнем Новгороде и Новосибирске. Представители России и других стран СНГ регулярно уча-ствуют в европейских академических форумах Intel.
Кроме того, на протяжении последних лет компания Intel настойчиво занимается популяризацией новейших информационных технологий среди школьников и студентов СНГ. Летом 2003 г. в «Артеке» при участии 3 тысяч школьников из разных стран Содружества независимых государств был проведен «Фестиваль цифровых технологий». Осенью того же года в «Ор-ленке» в рамках Фестиваля юных журналистов «Цифровое перо Intel» око-ло 500 российских юнкоров были обучены применению цифровых техноло-гий в журналистике, год спустя аналогичное мероприятие было организова-но в «Артеке». И вот уже четвертый год подряд в России и ряде других стран СНГ проводятся, причем со все большим размахом, Дни компьютер-ных знаний Intel в вузах. Этой осенью такие мероприятия пройдут в 25 го-родах России, Азербайджана, Казахстана, Молдовы и Украины. Ожидается, что в них примут участие не менее 125 тысяч студентов и преподавателей.
Летом Институтом системы информатики Сибирского отделения РАН при поддержке Intel в Новосибирске была организована школа юных про-граммистов в Новосибирске. В ней приняли участие 80 школьников из Ал-тайского края, Ангарска, Горного Надыма, Кемерово, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Усь-Илимска или даже из Норвегии.

Остается добавить, что в июле 2005 года корпорация Intel и Феде-ральное агентство по образованию заключили соглашение о сотрудничест-ве сроком на 5 лет, чтобы совместными усилиями повысить качество обу-чения в российской системе общего среднего и профессионального обра-зования, обеспечить учащимся доступ к современным информационным технологиям, повысить квалификацию преподавателей в области обучения естественным наукам, математике, инженерным специальностям и техно-логиям.

Большое внимание проблемам образования уделяют топ-менеджеры Intel. В знак признания особой роли Intel в этих вопросах в 1999 г. нынешний председатель совета директоров корпорации д-р Крейг Барретт по пред-ставлению министра образования США был введен в состав Национальной комиссии по естественно-научному и математическому образованию 21-го века. В ходе июньского визита в Россию К. Барретт подчеркнул, что инфор-мационные и коммуникационные технологии – еще один природный ресурс СНГ, который дает этому региону шанс повысить свою конкурентоспособ-ность. Усилия Intel в поддержку образования и науки, ее просветительская деятельность, как и многие другие инициативы корпорации, осуществляе-мые в странах Содружества независимых государств, несомненно, содей-ствуют реализации этого шанса.
Более подробную информацию об образовательных программах кор-порации Intel можно найти по адресу www.intel.com/education, а также на русскоязычном сайте www.intel.ru/education.