IBM предлагает план действий государствам сталкивающимся с проблемой старения населения

 


Инновации, подготовительная работа и сотрудничество государственного и частного сектора – необходимые условия для поддержания экономической мощи в условиях старения трудовых ресурсов

Корпорация IBM опубликовала новое исследование, посвященное необходимости «инновационного сотрудничества» между государственным и частным сектором. Их совместная работа может помочь в решении части экономических проблем, связанных со старением рабочей силы. Исследование под названием «When governments seek future prosperity» («Правительства в поисках будущего процветания») было проведено институтом IBM Institute for Business Value в рамках инициативы по исследованиям в области бизнеса.

Ответственность за обеспечение будущего экономического благосостояния страны лежит не только на ее правительстве и государственном секторе, подчеркивается в докладе. «Государствам необходимо проводить новую политику, и катализатором этого инновационного подхода должны стать их правительства. Это потребует новых форм сотрудничества между государством и гражданами, между ранее не пересекавшимися научными дисциплинами, между разными организациями и даже между разными странами», - заявил Джеймс Кортада (James Cortada) из института IBM Institute for Business Value.

По оценкам Главного бюджетно-контрольного управления США, начиная с 2008 года экономическая ситуация в большинстве развитых стран будет осложняться тем, что большое количество представителей т.н. поколения «детского бума», родившихся между 1946 и 1964 годами, достигнут пенсионного возраста. Этот демографический сдвиг приведет к тому, что в некоторых странах в течение следующего десятилетия выйдут на пенсию до половины всех государственных служащих.
В исследовании содержится план действий по поддержанию устойчивости экономики по трем направлениям:

Активные краткосрочные меры по достижению сбалансированного сальдо бюджета

Основное внимание следует уделить краткосрочным инициативам по немедленному облегчению давления на бюджет, главным образом мерам по снижению расходов, не требующим серьезных законодательных изменений. Они продемонстрируют приверженность курсу реформ и обеспечат стране необходимую «передышку» для подготовки более значительных реформ. Примером такой инициативы может служить снижение затрат путем интеграции и оптимизации процессов в области таких функций, как ИТ, управление персоналом или финансы. Еще один способ повышения эффективности – автоматизация процессов, до сих пор осуществляемых вручную. Более спорное решение - пересмотреть условия участия в государственных программах поддержки и получения государственной помощи, сделав их более реалистичными. Такое предложение основано на том, что существующие программы и службы большей частью были созданы в совершенно другой экономической ситуации, когда старение рабочей силы еще не представляло серьезной экономической угрозы.

Запуск и поддержка инновационных стратегий экономического роста

Чтобы получить экономические ресурсы, необходимые для решения демографических проблем, правительство должно активно поддерживать инновации. В частности, государственные структуры могут искать пути эффективного преобразования собственной работы, а также, заключать партнерства с частным сектором экономики. Например, в правительстве США, где в скором времени число пенсионеров резко вырастет, можно так реорганизовать работу, чтобы грядущее сокращение сотрудников принесло бы не убытки, а напротив, экономическую выгоду. В этом случае инновационные подходы могут помочь осуществить передачу знаний и провести более широкомасштабные реформы, чем это обычно позволяют краткосрочные решения.

Преобразования, ориентированные на результат

Важнейшим условием успешных долгосрочных преобразований государственного управления является ориентация на достижение результата. В большинстве случаев государство решает проблемы по отдельности, по мере их появления, и так же оценивает достигнутый прогресс. Ориентация на результат начинается с формулирования задач, расстановки приоритетов и отбора волнующих избирателей вопросов. Затем необходимо взвесить плюсы и минусы тех мер, которые в настоящее время предпринимаются для достижения этих целей, и спрогнозировать результаты, которых можно достичь с помощью разных стратегий. И, наконец, все заинтересованные стороны - граждане, бизнес и авторитетные общественные деятели - должны быть вовлечены в процесс оценки достигнутых результатов.
В докладе говорится, что такой ориентированный на результаты подход представляет собой единственную возможность провести необходимые преобразования. В то же время авторы признают, что процесс перемен в правительстве будет долгим и нелегким. Для его успешного осуществления необходимо активное участие частного сектора.