IBM оценивает возможности рынка услуг трансформации бизнес-процессов в 500 млрд. долларов и рассматривает его как центральный элемент своей стратегии роста

 


Распространение компьютерных сетей, основанных на открытых стандартах Интернета, оказывает далеко идущее влияние на подходы к организации экономической деятельности компаний. Вовне компании все более тесно интегрируются с партнерами и заказчиками. В то же время внутри компаний Интернет-технологии дают противоположный эффект. Связи между отдельными бизнес-подразделениями и производственными функциями становятся все более свободными по мере того как компании переходят от "прилипчивых" закрытых технологий связи между компонентами к открытым, основанным на Интернет-стандартах интерфейсам.
Эти внутренние перемены способствуют радикальным изменениям организации бизнеса. Более свободные внутренние связи позволяют компаниям "разбирать" свои компонентные структуры и "собирать" их заново для более эффективного использования имеющихся экономических ресурсов. Компании объединяют ресурсы бизнес-функций во внутренних системах и все чаще передают отдельные составляющие бизнеса на аутсорсинг специализированным партнерам, обладающим высоким уровнем технологических и экономических возможностей. Подобный аутсорсинг сочетается с ростом глобализации, приводя к созданию производственных цепей, охватывающих весь мир. Подобная реорганизация в направлении свободно конфигурируемых и динамичных производственных систем, поддержанных такой же динамичной ИТ-инфраструктурой - это и есть то, что IBM называет переходом на принципы бизнеса "по требованию".
Переход к бизнесу по требованию позволил IBM вычленить новую возможность, которую корпорация рассматривает как очень перспективное направление роста бизнеса. Эта возможность связана с сегментом рынка, лежащим за пределами традиционной ИТ-отрасли. Она формируется в результате того, что компании начинают обращаться к партнерам-специалистам за помощью в оптимизации, трансформации и организации функций управления бизнесом, таких как управление кадрами, финансы и бухгалтерия, цепочки поставок, управление рисками и разработка новой продукции. IBM называет этот рынок специализированных услуг для бизнеса услугами трансформации бизнес-процессов (BPTS).
IBM убеждена, что по мере развития рынка BPTS он породит новую революцию в бизнесе, влияние которой на экономическую деятельность будет сравнимо с промышленной революцией конца восемнадцатого - начала девятнадцатого века.
Услуги трансформации бизнес-процессов
Поскольку услуги BPTS не укладываются в рамки традиционного рынка ИТ, их появление расширяет возможности IBM для роста. Согласно общепринятым оценкам, в 2005 г. объем корпоративного ИТ-рынка составляет около 1,3 триллионов долларов при темпах роста около 6% в год. По расчетам IBM, рынок BPTS в 2005 году составляет 1,6 триллионов долларов и растет со скоростью более 9% в год.
До самого последнего времени традиционные ИТ-провайдеры не играли на рынке BPTS большой роли. Для большинства ИТ-компаний эта ситуация едва ли изменится. Необходимые для успеха на этом рынке навыки, как в специфике отдельных отраслей, так и в конкретных направлениях, таких как управление взаимодействием с клиентами или кадрами, выходят за рамки их базового опыта.
С другой стороны, для тех, кто готов инвестировать средства в навыки и возможности, выводящие за пределы традиционной продажи оборудования, программного обеспечения и услуг, открываются чрезвычайно богатые и привлекательные возможности. Автоматизация бизнеса размыла традиционные границы между бизнесом и ИТ, поставив ИТ в центр корпоративной стратегии и обеспечив новый уровень понимания возможностей бизнеса. В результате компании все чаще ищут партнеров, способных умело сочетать понимание сути бизнеса с технологическим опытом.
IBM подходит к освоению этого рынка планомерно и целенаправленно. Весь 1,6-триллионный рынок BPTS охватывает множество сегментов. Эти отраслевые и тематические сегменты различаются по экономическим особенностям и возможностям получения прибыли. IBM вычленила для себя потенциальную область освоения объемом примерно в 500 млрд. долларов, включающую ограниченное число сегментов. IBM выбрала эти сегменты за возможность применения высокоэффективных подходов и создания новаторских рыночных решений.
Формирование портфеля решений
Для освоения этого 500-миллиардного сегмента BPTS необходимы технологические возможности всего портфеля решений IBM. IBM формирует свои предложения в соответствии с требованиями рынка, соединяя понимание бизнеса с прикладными информационными технологиями.
Успешное преобразование начинается с продуманной организации бизнеса. Консультанты службы IBM Strategy & Change разрабатывают конструкцию бизнеса на основе инженерных подходов компонентной бизнес-модели IBM, разделяя структуру компании на составляющие и собирая их заново в оптимальную конструкцию.
Правильно выделенный компонент бизнеса легче оптимизировать. Технологи и инженеры службы Engineering and Technology Services (E&TS), используя технологический опыт и интеллектуальную собственность IBM, преобразуют бизнес-процессы и лежащие в их основе информационные технологии.
Примеры ключевых возможностей IBM на рынке BPTS:
• Консультирование по стратегиям и изменениям (Strategy & Change)
• Инженерные и технологические услуги (E&TS)
• Аутсорсинг трансформации бизнеса (BTO)
• Программное обеспечение для обновления и оптимизации бизнеса (BIO)
Иногда необходимые усовершенствования лучше всего достигаются путем передачи процессов специализированному партнеру. В ходе контрактов в области BTO корпорация IBM в сотрудничестве с клиентами преобразует их процессы, приложения и ИТ-инфраструктуру и затем берет на себя управление этими процессами в интересах клиента.
Постоянное совершенствование бизнес-процессов требует точной и своевременной информации обо всех аспектах работы предприятия. Программные средства BIO предоставляют расширенные возможности интеграции данных, позволяя клиентам видеть и понимать совместное влияние инфраструктуры, активов, человеческих ресурсов и процессов на эффективность бизнеса.
Рост доходов от услуг BPTS по сравнению с предыдущим годом составил 45% в 2004 г. и более 30% в первом полугодии 2005 г. По мере развития рынка IBM планирует реализовать новые услуги BPTS для освоения новых направлений. В июне, например, IBM анонсировала новую услугу BTO по управлению цепочками поставок.
Результаты
IBM постоянно развивает свои навыки в интересах освоения целевых сегментов BPTS. Приобретение корпорацией IBM в 2002 году подразделения PwC Consulting дополнило портфель технологических возможностей IBM мощными экспертными возможностями в области бизнеса и конкретных отраслей. Приобретения компаний Equitant (финансовые процессы оплаты), Maersk Data (транспортные и логистические услуги), Healthlink (здравоохранение) и Liberty Insurance (страхование) были нацелены на вполне конкретные перспективные рынки.
IBM также сделала ряд приобретений, развивающих ее собственные возможности в области программного обеспечения для лучшего освоения сегмента BPTS. В качестве примера можно привести покупку компании Alphablox, которая укрепила лидерство IBM в области интеллектуального бизнес-анализа благодаря компонентному программному обеспечению, расширяющему область применения и использования аналитики; а также компании SRD, чье программное обеспечение для анализа личной идентификационной информации будет интегрировано в портфель решений IBM для аналитики и интеллектуального бизнес-анализа.
Основные приобретения IBM в поддержку BPTS:
• PwC Consulting - Мощный фундамент в области консалтинга и бизнес-услуг
• KeyMRO - Услуги закупки и стратегический выбор поставщиков
• Equitant - Управление на основе активов и оптимизация цикла заказ-оплата
• Maersk Data - Транспортные и логистические услуги
• SRD - Программное обеспечение для анализа личной идентификационной информации
• Alphablox - Программное обеспечение для интеллектуального бизнес-анализа
• Liberty Insurance - Контроль исполнения страховых контрактов, управление рисками, обслуживание клиентов и анализ данных
• Daksh - Индийская компания, специализирующаяся на аутсорсинге бизнес-процессов
• Healthlink - ИТ-сервисы для здравоохранения
Клиенты во многих отраслях разделяют идею IBM о соединении бизнес-услуг с передовыми информационными технологиями и применяют ее для преобразования собственного бизнеса. Важно, что эти контракты с заказчиками также помогают двигаться вперед самой IBM.
Например, технологии подразделения E&TS в партнерстве с компанией Mercury Computer работают над интеграцией микропроцессорной технологии Cell (разработанной IBM совместно с Sony и Toshiba) для построения компьютерных систем, способных произвести революцию в приложениях, требующих интенсивной обработке данных. Mercury планирует использовать технологию Cell в таких приложениях, как радио- и звуковая локация, ЯМР-визуализация, компьютерная томография, цифровая рентгенография и т.д. IBM лицензирует технологии Cell и выпускает микропроцессоры Cell .
В рамках контракта на 320 млн. долларов с производителем природного газа компанией Williams консультанты IBM работают над преобразованием финансовых, бухгалтерских и кадровых процессов компании. Одновременно технологические группы IBM управляют ИТ-инфраструктурой и приложениями Williams, помогая компании осуществлять процесс преобразования бизнеса.
Наша работа с BP, Pioneer, NiSource, Honeywell, Dun & Bradstreet, Norwich Union, Metro Group, P&G, Mitsui Life, Nortel, Нью-Йоркской фондовой биржей, Boeing и многими другими ведущими компаниями дает множество примеров того, как IBM осваивает рынок BPTS, как мы в сотрудничестве с нашими заказчиками внедряем принципы бизнеса по требованию. По мере распространения революции в области бизнес-процессов число таких заказчиков будет увеличиваться.
С этим и другими материалами для инвесторов, отражающими точку зрения IBM, можно ознакомиться на Web-сайте корпорации IBM для инвесторов по адресу http://www.ibm.com/investor.